На Профессорском форуме предложили корректировки в нацпроекты «Образование» и «Наука» | статьи на inet-moll

Ярослав Кузьминов: «Присутствие России на глобальном рынке науки и высшего образования значительно и продолжает расти».
Кадр из трансляции Профессорского форума – 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество»

В столице при поддержке Минобрнауки РФ сегодня завершает работу ежегодный третий Профессорский форум – 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество». Форум организован Российским профессорским собранием. Задача мероприятия – переосмыслить роль и задачи научной элиты России в высшей школе в условиях новых вызовов.

В Профессорском форуме участвуют более 3 тыс. ведущих экспертов в сфере образования и науки, они очно и онлайн рассуждают об актуальных проблемах российского образования и науки. Общая тема дискуссии – «Национальные проекты и профессорское сообщество». В программе форума приняли участие федеральные министры и ректоры ведущих вузов, ученые.

Уже прошли занятия по секциям, круглые столы, где, в частности, успели обсудить роль медиа и социальных коммуникаций в продвижении российской науки, задачи частных университетов в реализации нацпроектов «Наука» и «Образование».

Состоялось и пленарное заседание. Его открыл председатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания (РПС), председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов. А первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко напомнил собравшимся о корректировке национального проекта «Образование». Целевая установка этого нацпроекта – вхождение РФ до 2024 года в число 10 стран мира с наиболее развитой системой общего образования.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников напомнил, что и в нацпроекте «Наука» многое что делается. Например, увеличено финансирование проекта. На его выполнение предусмотрено 350 млрд руб. Проект ориентирован на инновационную деятельность в регионах, поддержку исследований искусственного интеллекта, на молодых ученых, создание научно-технологических центров.

Национальный проект «Наука» также имеет горизонт до 2024 года. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки, увеличить внутренние затраты на исследовательскую деятельность, стать привлекательной страной для отечественных и зарубежных ученых.

А вот председатель совета ассоциации «Глобальные университеты», ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов несколько скептически оценивает шансы страны успеть к положенному сроку. Наука, в том числе и вузовская, во многом зависит от уровня экономического развития, подчеркивает Кузьминов. Россия, напомнил Ярослав Кузьминов, представляет собой 3–4% мировой экономики и в такой же мере участвует в мировых научных и технологических фронтирах. Расширение присутствия в них критически важно, потому что в противном случае страна будет не просто отставать, но может стать объектом технологического шантажа. Именно университеты являются центрами концентрации интеллектуального капитала и подготовки научных кадров в каждой национальной системе, считает ректор Высшей школы экономики.

И в этом отношении Россия стала ближе к глобальной мировой тенденции по сравнению с последними годами советской власти, когда вузовская наука была слабее, чем отраслевая и академическая. Ситуация поменялась благодаря перемещению научных кадров в вузы. Ведущие университеты (по разным оценкам, их от 25 до 50) стали полноценными участниками глобальной повестки развития науки и образования. Через них наша страна получает доступ к современным технологиям и современным научным достижениям на этапе их разработки.

«Прогресс этой группы университетов очень значителен – за 10 лет мы совершили рывок, на который Китаю потребовалось 25 лет, – заявил Кузьминов. – Сегодня присутствие России на глобальном рынке науки и высшего образования значительно и продолжает расти. Это, безусловно, наше достижение. Но в какой степени технологии, которые мы разрабатываем, и научные фронтиры имеют отображение в технологиях, поступающих на наши предприятия, в решениях, которые применяются в реальной жизни?» И это действительно вопрос.

По мнению ректора ВШЭ, группа, состоящая примерно из 100–150 вузов, дающих устойчивое, востребованное образование, должна быть единой и уметь наладить взаимодействие с реальным сектором экономики. Необходимо восстановление присутствия университетов в каждом регионе России. Сегодня университеты с сильными научными и профессиональными школами сосредоточены, по пессимистической оценке, в семи регионах, а по оптимистической – плюс еще в четырех-пяти регионах. И этого явно недостаточно. «Нельзя считать, что в Тамбове и Кургане профессора другие, нежели в Москве, – качество и креативность коллег везде одинаковы», – считает Кузьминов.

Государство должно обеспечить всем вузам достаточную информационную базу. То есть доступ к цифровым библиотекам. Это для исследователей так же важно, как и доступ к приборам. И на это понадобится несколько миллиардов рублей в год. Нужны центры коллективного пользования и удаленного доступа к приборной базе, позволяющие проводить эксперименты в удаленном режиме. Эти меры помогут российским профессорам эффективно развиваться – преподавать и проводить научные исследования.

Кстати, на форуме прозвучали выступления ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрея Рудского и ректора Национального исследовательского университета ИТМО Владимира Васильева. Они как раз отметили быстрое устаревание цифровых технологий, требующее постоянной работы над их обновлением, которую могут осуществить только научные кадры высшей квалификации. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий