Ирина Геращенко: «Об Украине говорят без Украины». Фото с сайта www.rada.gov.ua

В среду Постоянный совет ОБСЕ продлил еще на год работу в Донбассе Специальной мониторинговой миссии организации. Решение было принято сразу после переговоров Владимира Путина, Эмманюэля Макрона и Ангелы Меркель. В Киеве приветствовали продление мандата миссии и не увидели ничего тревожного в разговоре трех лидеров Нормандского формата без четвертого. С Владимиром Зеленским пообщаются отдельно.

Планируется визит в Украину французского президента Эмманюэля Макрона. О подготовке стало известно еще в прошлом году: в ноябре Макрон подтвердил, что намерен посетить Киев. В январе посол Украины во Франции Вадим Омельченко сказал «Укринформу»: «Мы надеемся, что во время визита президента Франции в Украину будет подписано несколько важных масштабных контрактов». Тогда упоминался проект с компанией Alstom о поставках электровозов и организации их производства в Украине. Речь шла также о строительстве скоростных железнодорожных магистралей между Киевом и крупными областными центрами. Сейчас французское издание Intelligence Online сообщило еще об одном проекте, который может быть утвержден в ходе визита Макрона, – о поставках Вооруженным силам Украины (ВСУ) истребителей Rafale. Возможно, Париж выделит Киеву кредит под этот контракт, отметило издание.

Дата визита Макрона до сих пор не названа. Однако на сроки могут повлиять переговоры президентов Франции, России и канцлера Германии, состоявшиеся 30 марта. Ведь в Киеве считают французского президента неформальным лидером в Нормандском формате. Только на прошлой неделе глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сказал изданию Figaro: «У французского президента достаточно лидерских качеств и политического веса, чтобы дать новый толчок для возобновления мирного процесса (в Донбассе. – «НГ»), убедить российского президента сесть за стол переговоров в Нормандской формате и попробовать наконец найти путь к справедливому и прочному миру».

У сторон разное представление об основах, на которых может строиться «справедливый и прочный мир». В феврале глава офиса президента Украины Андрей Ермак сообщил, что Германия и Франция разработали некий проект урегулирования, в который Киев внес свои поправки и предложения, и что этот проект передали России. В начале марта СМИ сообщили, что российская сторона предложила свой проект, ожидая реакции со стороны Украины.

Эксперт фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Мария Золкина в публикации на «Европейской правде» сравнила предложения, придя к выводу, что они несовместимы. Позиции Германии, Франции и Украины совпадают в том, что вначале следует выполнить все ранее принятые решения, посвященные обеспечению безопасности в зоне конфликта: «Местные выборы (в неподконтрольных сейчас Киеву районах Донецкой и Луганской областей. – «НГ»), согласно французско-немецкому предложению, должны начаться только после завершения вывода иностранного контингента и после разоружения под контролем миссии ОБСЕ». Золкина указала, что в предложении содержится идея внести в украинскую Конституцию поправки «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей». И одновременно принять все законы, предусмотренные Минскими соглашениями (например, об амнистии, о расширенных полномочиях местных органов власти в Донбассе, об особом порядке организации местных выборов). Берлин и Париж считают, что все эти законодательные новшества могут вводиться в действие постепенно, по мере выполнения решений, связанных с обеспечением безопасности.

В Киеве уточнили порядок действий, отметила Золкина: «Только с началом разведения сил вдоль всей линии разграничения в Верховную раду будут внесены законопроекты, необходимые для минского процесса (речь идет не об утверждении, а только о регистрации законопроектов. – «НГ»). Если будет прогресс в выведении российских войск и в других вопросах, связанных с безопасностью, законопроекты будут приняты в первом чтении. И только тогда, когда миссия ОБСЕ подтвердит выведение контингента, завершение разоружения, гуманитарное разминирование, а Украина начнет возвращаться на российско-украинскую границу (напрямую, а не в составе патрулей ОБСЕ. – «НГ»), все законы будут приняты во втором чтении. Закон о выборах вступит в силу автоматически, все остальные – на временной основе…»

Отдельный вопрос, по данным Золкиной, – граница. В первоначальной версии проекта, как и в Минских соглашениях, предусматривалась передача контроля над границей с РФ после местных выборов в Донбассе. Украинская сторона сделала уточнение, ссылаясь на первый подписанный в Минске (1 сентября 2014 года) документ – протокол, в котором указано, что ОБСЕ должна осуществлять постоянный мониторинг на российско-украинской границе. Киев предлагает направить на границу патрули Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и создать в составе Минской переговорной группы еще одну подгруппу – по вопросам контроля над границей.

В целом такие же подходы, по официальным сообщениям, были продемонстрированы в ходе разговора Владимира Путина, Эмманюэля Макрона и Ангелы Меркель. Тональность заявлений насторожила украинскую оппозицию. Дипломат из команды «Европейской солидарности» Константин Елисеев отметил, что для Киева прозвучал «тревожный звоночек». Он пояснил, что «Москва пытается вплести вопрос Донбасса в более широкую канву отношений с Европой, навязав идею о важности сотрудничества с РФ по другим вопросам». Член той же политической команды Ирина Геращенко подчеркнула, что в итоге «об Украине говорят без Украины». И чем это закончится, с каким посланием Эмманюэль Макрон приедет в Киев – неизвестно. 

Киев

Источник: ng.ru

Добавить комментарий