Китай больше не боится Америки | статьи на inet-moll

Торжества по поводу 100-летия Компартии Китая стали поводом для демонстрации впечатляющих успехов КНР. Фото Reuters

Пекин поднял брошенную Вашингтоном перчатку холодной войны. Во время торжеств по поводу 100-летия Компартии Китая ее руководитель Си Цзиньпин объявил «социализм с китайской спецификой» не только «новой моделью модернизации Китая», но и «новой формой человеческой цивилизации». Таким образом, вслед за контрнаступлением на экономическом и военно-политическом фронтах холодной войны Пекин вышел из окопов на идеологическом, сейчас самом важном для Вашингтона фронте.

Начатая в 2018 году администрацией президента Дональда Трампа торговая война быстро углублялась и расширялась. К концу его правления в 2020 году противостояние с КНР распространилось еще и на сферы науки и техники, обучения китайских студентов, культурные и информационные обмены. Развернулась глобальная пропагандистская кампания в связи с пандемией. Конгресс США и правительственные органы стали резолюциями и дотациями поддерживать сепаратистов в Гонконге, Синьцзяне и на Тайване. Возросла активность ВМС и ВВС США в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе. Неудивительно, что в мировом экспертном сообществе и СМИ для определения новых отношений между Вашингтоном и Пекином все чаще стали употреблять термин «холодная война».

Холодная война без идеологической основы?

В то же время было очевидно отсутствие ключевого компонента первой, классической холодной войны между США и СССР – идеологического. Тогда борьба идей и основанных на них моделей общественного развития не просто дополняла военное и экономическое соперничество, но была главной причиной возникновения глобального противостояния социализма и капитализма. Наладив «стратегическое партнерство» с Китаем в холодной войне против Советского Союза, в Америке продолжали надеяться на выцветание красного цвета знамен правящей Коммунистической партии Китая, на завершение «красного проекта».

Эта ситуация стала «исправляться» с приходом в Белый дом 46-го президента США. Демократическая партия, сделавшая Джозефа Байдена новым руководителем США, традиционно уделяет глобальному идеологическому господству Америки не меньше внимания, чем доминированию доллара и военному превосходству. Правящие демократы исходят из того, что победу в холодной войне с Советским Союзом Америка одержала не на поле брани, а в борьбе идей. Руководство КПСС пустопорожней болтовней скомпрометировало идеалы и лозунги социализма, не выполнило главные обещания, лишилось поддержки народа. Изобретенная кремлевскими мудрецами модель «развитого социализма» заодно с заготовками типа «новое мышление», «гласность» и «перестройка» отправилась на свалку истории.

Торжество идеологов либеральной демократии и надежда на «конец истории» продолжались недолго. «Восток заалел. Солнце взошло». Эти слова из песни о Мао Цзэдуне стали пугающе провидческими после прихода к власти в Пекине нового поколения руководителей Компартии Китая во главе с Си Цзиньпином. Они опирались на успехи своих предшественников, создавших эффективную модель «социализм с китайской спецификой», и усовершенствовали ее в соответствии с новыми условиями. Синергия социалистической и рыночной экономики при регулирующей роли правящей Компартии позволила перейти от текущего планирования к долгосрочному – был выдвинут план «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации», рассчитанный до 2049 года. Эта модель обеспечила в 2021 году полное выполнение целей первого этапа состоящей из трех этапов «Китайской мечты» – в КНР создано общество средней зажиточности (сяокан). Уже началось движение дальше, к обществу всеобщей зажиточности. Прочность созданной модели из трех взаимосвязанных компонентов позволила Китаю выдержать мощные удары стихийного бедствия глобального масштаба под названием COVID-19, а также атаки на разных участках холодной войны.

Именно успехи Китая последних ковидных лет на фоне экономических катастроф и человеческих лишений в остальном мире привлекли внимание к «социализму с китайской спецификой». Интерес к китайской модели усилился в связи с искоренением бедности в масштабах всей Поднебесной, удвоением душевых доходов 1400 млн китайцев, возникновением среднего класса в 450 млн человек и другими достижениями первого этапа «Китайской мечты». Стало ясно, что и последующие цели плана вполне выполнимы и к 2049 году Китай станет не просто ведущей экономикой мира, но и символом торжества социалистической идеи.

«Фундаментальный выбор между демократией и автократией»

Наиболее дальновидные американские эксперты стали бить тревогу еще при Трампе. «Подлинная опасность, исходящая из Китая, вовсе не военная и не геополитическая, а скорее идеологическая. Ее продолжающийся успех представляет собой крупнейшую угрозу политическому истеблишменту Америки». Это написал Ричард Ханания, сотрудник работающего на Пентагон вашингтонского аналитического центра «Дифенс Прайоритиз», в журнале «Палладиум Мэгэзин» еще в 2019 году.

Серьезность ситуации осознали и в Белом доме после смены его хозяина. Там поняли, что всему миру скоро придется «сделать фундаментальный выбор между демократией и автократией». Говоря такие слова в Питтсбурге 31 марта 2021 года, Джозеф Байден признал, что «в этом заключается соревнование между Америкой и Китаем в остальном мире». Еще в одном выступлении Байден нарисовал картину мира, разделенного на демократию и автократию и стоящего перед судьбоносным выбором. «Мы находимся на развилке между теми, кто считает автократию наилучшим путем вперед через все вызовы, и теми, кто понимает, что именно демократия необходима для противостояния этим вызовам».

Таким образом, противостояние капитализма и социализма, «американской мечты» и «китайской мечты», США и КНР развернется с особой силой на фронтах идеологии, борьбы ценностей. Ясно ведь, что символом «автократии» во всех рассуждениях является Поднебесная с ее однопартийной системой. Символ «демократии» видится именно в Америке, даже утратившей ореол «сияющего замка на холме» после сомнительных президентских выборов, разгула черни в городах, штурма Капитолия.

США пока сохраняют преимущества перед КНР как в экономике, так и в военной области. Не упустить преобладания также в мировом экспертном сообществе, глобальных СМИ и рынках массовой культуры, не допустить сокращения разрыва и в этих областях соревнования с Китаем – эту задачу будут решать всеми имеющимися ресурсами. На страницах авторитетного журнала «Форин Эффэрз» аналитики Зак Купер и Лаура Розенбергер пишут: «В состязании с авторитаризмом Соединенные Штаты должны осознавать свои преимущества – демократические ценности. Авторитарные соперники, особенно Китай и Россия, захватили инициативу в областях политики, экономики, технологии и информационном пространстве. Во всем мире демократические ценности и лидерство отступают».

В Пекине устоялось свое понимание и демократии, и ценностей. «Влияние буржуазного либерализма» с большей или меньшей степенью жесткости искоренялось даже во время максимального сближения с Западом. Все годы после безумия «большого скачка» и «культурной революции» китайцы создавали свое видение народовластия и в соответствии с ним обеспечивали интересы народа. Они долго следовали завету Дэн Сяопина «оставаться в тени, накапливать силы, ждать удобного случая». Всеми силами китайские руководители старались не вступать в открытое противоречие с американцами, от которых в немалой степени зависел «режим наибольшего благоприятствования» на мировых торговых и финансовых рынках.

Команда Си Цзиньпина после начала торговой войны пыталась ослабить остроту конфликта, оттягивала ответ «острием против острия» в санкционных дуэлях, в ситуациях с Гонконгом и Тайванем. Думаю, что красную черту США перешли именно при Байдене, объявив Компартию Китая виновницей всех проблем мирового капитализма и либеральной идеологии. С учетом «китайской специфики» нападки на Компартию равны нападкам на сам Китай, ибо именно 95 млн коммунистов и 4 млн парторганизаций являются становым хребтом и нервной системой Поднебесной. Дальше терпеть было невозможно, и Китай не стерпел.

«Новая форма человеческой цивилизации»

Краткий ответ прозвучал 1 июля на торжествах по поводу 100-летия Компартии Китая. Си Цзиньпин заявил: «На основе продолжения и развития социализма с китайской спецификой, содействия скоординированному развитию материальной, политической, духовной культуры, а также цивилизованности общества и экологической цивилизации мы сформировали новую китайскую модель модернизации и создали новую форму человеческой цивилизации».

Подробнее он разъяснил масштаб новой доктрины 6 июля в выступлении на саммите КПК и политических партий мира. Отметив, что «социализм с китайской спецификой» стал жизнеспособной альтернативой западной системы управления, он подчеркнул готовность делиться китайским опытом с другими странами. «История и практика подтвердили и будут подтверждать впредь правильность и эффективность избранного Китаем пути. Мы продолжим идти этим ясным путем в интересах как собственных, так и остального мира».

Китайская модель недаром делает акцент на учет «китайской специфики». В Пекине на собственном опыте узнали, что слепое следование иностранным шаблонам в лучшем случае замедляет прогресс, а в худшем – приводит к трагическим последствиям. «Не существует одинаковой модели модернизации для всех стран, им надо выбирать подходящую. Обрезание ног по размеру обуви ни к чему не приведет», – подчеркнул Си Цзиньпин. То же самое относится и к демократии. Народы разных стран вольны в выборе ее модели, подходящей условиям и традициям. Это не должно быть монополией небольшой группы стран. Реализовать демократию можно разными способами. Определить необходимую степень демократичности могут только граждане данной страны.

На торжествах по случаю 100-летия КПК Си Цзиньпин впервые назвал «социализм с китайской спецификой», китайскую модель экономического и общественного развития, «новой формой человеческой цивилизации». С поправками на условия других стран эта модель может называться «социализм с местной спецификой». Он также признал, что «человечество снова оказалось на перекрестке истории». Осознавая всю тяжесть миссии первопроходца, трезво оценивая степень сопротивления силам уходящего мирохозяйственного уклада, Китай намерен продолжить движение вперед. По существу, у него нет иного выбора. «Восток заалел. Солнце взошло». Теперь китайскую мощь невозможно прятать в тени.

В июле 2021 года человечество вступило в новый, финальный раунд состязания систем капитализма и социализма. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий