Каждый пятый уже работает на пределе своих возможностей

Графика pixabay.com

Каждый второй российский работник не ждет в этом году увеличения зарплаты, а значит, и особой мотивации к повышению производительности труда тоже не имеет. Примерно каждый пятый уже и так работает на пределе своих возможностей, а каждый третий будет готов к трудовым подвигам только в том случае, если ему повысят оклад в полтора–два раза. Такие данные обнародовал Аналитический центр НАФИ. Однако существенный рост зарплат в России не предвидится. Эксперты предлагают альтернативные варианты, как можно мотивировать сотрудников.

Большинство – 54% – работающих россиян не ожидают роста зарплаты в наступившем году, сообщили специалисты Аналитического центра НАФИ по итогам опроса, проведенного среди 1600 респондентов. При этом на повышение зарплаты надеется примерно 29% работников, сокращения оплаты труда ждут около 7% опрошенных.

Как уточняют исследователи, небольшой рост зарплат не приведет к более усердной работе сотрудников. «Так, 40% работающих ответили, что готовы повысить свою производительность, только если их зарплата вырастет в полтора–два раза», – сообщается в обнародованных материалах.

По данным Росстата, по итогам 11 месяцев 2019 года средняя по стране зарплата составляла около 46 тыс. руб. Из чего следует, что россиянам для трудовых подвигов нужно было бы платить от 70 тыс. до 90 тыс. руб. в месяц – и это тоже средняя по больнице температура.

При повышении зарплаты на 10, 20 или 30% лучше работать готово намного меньшее число граждан: соответственно 5, 10 или 13% опрошенных.

Многие респонденты указали, что уже работают на пределе возможностей, «и повышение заработной платы не заставит их работать усерднее». «В среднем по России об этом заявили 18% работающих, причем в столицах их существенно больше – 27%», – уточнили в аналитическом центре.

В то же время, как замечает руководитель направления HR-исследований Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова, «простое повышение заработной платы, особенно без видимых на то причин, не мотивирует сотрудников работать лучше». «Должно быть наоборот – размер заработной платы ставится в прямую зависимость от конкретных результатов труда и тогда воспринимается работником как справедливый. Необходимо движение с двух сторон: работник должен усерднее работать, а работодатель – справедливо и своевременно финансово мотивировать наиболее эффективных сотрудников», – пояснила она.

«В прошлом году проблему низкой производительности труда пытались решить, пойдя по пути Европы и Канады – за счет сокращения трудовой недели до четырех дней», – напомнил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Такая инициатива правительства встретила неоднозначную реакцию населения. Россияне не против работать меньше, но не готовы терять значительную часть зарплаты. Если оплата была бы прежней при сокращении рабочих часов, многие готовы были бы работать усерднее, чтобы успевать выполнить весь объем за четыре дня. Подобный эксперимент проводили во многих странах Европы, но полностью на него не перешли, хотя на многих предприятиях было отмечено увеличение производительности труда», – сказал собеседник «НГ».

Однако, по его словам, для России такой переход невозможен, ведь «зарплаты бюджетников и так довольно небольшие, и если их сократить, семьи окажутся на грани нищеты».

При этом Сигал уверен, что увеличение зарплат в полтора–два раза все-таки мотивировало бы работников трудиться эффективнее: «Все просто. Работники стали бы лучше и разнообразнее питаться, могли бы себе позволить более качественные лечение и отдых».

Без увеличения выплат добиться высокой производительности труда можно за счет двух факторов – «грамотной оптимизации рабочих процессов и хорошего соцпакета», продолжил эксперт.

В первом случае, по словам Сигала, можно, в частности, «не просто запретить людям курить и тем самым сэкономить время, а поощрить их премиями и дополнительными выходными». Также стоило бы проанализировать, какие процессы на предприятии можно было бы выполнять не вручную, а при помощи техники. Во втором случае соцпакет позволил бы работникам меньше тревожиться за свое будущее. Людям важно знать, что в случае болезни они не останутся на улице, а получат грамотную медицинскую помощь и ежегодное обследование, пояснил эксперт.

По словам руководителя адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алима Бишенова, размер заработной платы, как правило, не имеет решающего значения в структуре производительности труда. Точнее, он влияет, но лишь ограниченный период времени после ее увеличения. Поэтому, как отметил эксперт, «в развитых обществах на первый план выходят иные мотивации, такие как возможность работать удаленно или мотивация карьерного роста».

И в этом смысле идея правительства с четырехдневной рабочей неделей по сути своей верна, соглашается Бишенов. «Хотя вместо этого эффективнее было бы ввести гибкий график на законодательном уровне, а так же развивать высокотехнологичные производства, где производительность труда априори высокая, так как требует высокой квалификации сотрудников», – продолжил он.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский приводит и другие методы повышения производительности труда: «Можно было бы отчасти решить эту проблему, переложив обязанность уплачивать социальные взносы и налоги на граждан. Еще увязать размер оплаты труда с финансовым результатом фирмы, где это возможно, или сделать почасовую оплату».

Как уже писала «НГ», перед правительством поставлено несколько сложных задач, которые, похоже, входят в противоречие друг с другом и раскалывают ведомства и экспертов на два лагеря. С одной стороны, надо снижать уровень бедности. С другой – повышать производительность труда. И близкие к Минфину экономисты уже призывали заняться так называемым «созидательным разрушением» 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий