Кабул снова добивается прекращения огня | статьи на inet-moll

Накануне мирных переговоров в Дохе спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад (в центре) встретился с главой делегации Кабула Абдуллой Абдуллой (справа). Фото с сайта www.hcnr.af

В столице Катара Дохе 6 января должен был начаться второй раунд переговоров между правительством Афганистана и Движением талибов (ДТ, запрещено в РФ). До сих пор нет ясности, идут ли они и кто из членов переговорных команд в них участвует.

Первый раунд прошел там же с 12 сентября по 12 декабря прошлого года. Его результаты каждая из вовлеченных в урегулирование афганского кризиса сторон оценивает исходя из преследуемых целей. Одни считают их ничтожными. Другие, наоборот, полагают, что сам факт установления прямого контакта между противоборствующими сторонами – уже успех и переговоры надо продолжать, несмотря на рост насилия и участившиеся атаки антиправительственных группировок.

Судя по сообщениям афганского правительства и официального представителя ДТ Забихуллы Муджахида, Кабул в качестве наиболее приоритетного вопроса для обсуждения на втором раунде переговоров называет скорейшее прекращение боевых действий и соблюдение режима прекращения огня для создания доверия к мирным переговорам.

Впрочем, талибы считают, что для этого пока нет условий, и заявляют, что в соглашении с США нет ни слова о прекращении войны с правительственными войсками. По их мнению, обсуждение вопроса о прекращении огня должно начаться только после соглашения о будущем, естественно, исламском, правительстве и дальнейшем освобождении пленных боевиков. По некоторым данным, речь идет еще о нескольких тысячах.

Правительственная делегация намерена также обсудить участившиеся нападения на политических активистов и журналистов. В 2020 году в Афганистане убиты восемь сотрудников СМИ. Талибы отрицают причастность к этому, но на днях заявили, что они расправляются с теми, кого подозревают «в ведении разведки» на правительство.

На словах талибы выступают против насилия, однако переговоры в Дохе сопровождаются атаками на посты безопасности, широкомасштабным применением взрывных устройств в местах массового скопления людей, террористической активностью в учебных заведениях. Происходит это не только в Кабуле, но и в других регионах, включая считающиеся безопасными. В частности, в Бамиане и Талукане. Талибы это не скрывают, публикуя данные об атаках на представителей, как они их называют, марионеточного режима.

Вот только некоторые факты террористических атак последних дней. 1 января убит редактор радиостанции «Голос Гора», а 8 января – начальник районной полиции в Герате. 10 января в Кабуле взорван автомобиль пресс-секретаря Сил общественной защиты. 11 января убиты авторитетный старейшина города Пагман Малик Муртаза и сопровождавшие его охранники. В тот же день в столице расстреляна семья врача. 12 января в Газни застрелен сотрудник банка. 14 января в Мазари-Шарифе убит сын местного чиновника. Жестокие расправы талибов с несогласными с ними только убеждают их оппонентов в том, что ДТ вряд ли сможет стать конструктивной и созидающей политической силой.

Интересы сторон полностью противоположны. Правительство и поддерживающее его население хотят видеть Афганистан республикой и сохранить ее достижения. Но в одиночку правительство, зависящее от иностранной поддержки, не в состоянии одержать военную победу. К тому же в Кабуле между политиками нет единства.

ДТ выступает за восстановление исламского эмирата и возвращение шариатского управления. Талибы обладают ресурсами, не уступающими правительственным. По данным западных источников, в 2020 году они получили от торговли наркотиками 416 млн долл. и полезными ископаемыми (железная руда, мрамор, медь, золото, цинк, редкоземельные минералы) – 464 млн, вымогательства и сбора налогов – 160 млн, экспортных операций – 240 млн долл. Из иностранных источников талибам поступило до 500 млн долл. Они владеют недвижимостью в 80 млн долл. в Афганистане, Пакистане, ряде других стран. Обладая такими ресурсами, ДТ не намерено ни в чем уступать – еще ни разу оно не шло на соглашения с теми, кто слабее. Поэтому неудивительно, что талибы диктуют условия правительству, подкрепляя их насилием в стране. При этом они не испытывают проблем с оружием, все чаще применяя его высокотехнологичные образцы. В частности, беспилотники для ведения разведки и нанесения прицельных ударов малогабаритными боеприпасами. Раньше этого не было.

Вызывает много вопросов политика Пакистана, на территории которого находится штаб-квартира совета лидеров ДТ (г. Кветта), проживают многие руководители талибов с семьями (Кветта, Пешавар, Карачи), готовятся террористы-смертники и лечатся раненые боевики. Вполне вероятно, что Исламабад и в дальнейшем будет продвигать через них свои интересы в Афганистане.

Что касается американцев, то их заботит завершение самой длинной в истории США войны и вывод своих войск. Мирное соглашение между Вашингтоном и ДТ, названное злыми языками соглашением о выходе, создает основу лишь для защиты американских интересов в Афганистане, но не создает прочную базу для продвижения к миру в этой стране. Оно лишило Кабул возможности руководить переговорным процессом. Правительство оказалось во многом зависимым от талибов и их покровителей. Но мир в Афганистане не может быть достигнут, пока сами афганцы не станут руководить переговорным процессом, смогут идти на компромиссы, слушать и слышать друг друга. Ни одна из сторон не в состоянии добиться победы и навязать другой неприемлемые условия.

Судя по складывающейся ситуации, стороны ждут вступления в должность президента США Джозефа Байдена и возможных изменений его администрацией в афганском урегулировании. Если этого не произойдет, то позиции талибов на переговорах по мере вывода из Афганистана иностранных войск будут ужесточаться и Кабулу, теряющему американскую военную поддержку, придется идти на все большие уступки. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий