Жесткая политика РФ оставила европейцев перед непростым выбором | статьи на inet-moll

Жесткая политика РФ оставила европейцев перед непростым выбором

Проблемы в отношениях с ЕС могут поменять профиль европейской политики РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор МГИМО, руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

 

<source type=»image/webp» srcset=»/uploads/posts/2021-02/orig-1613405378ecb891dbeabe63a83243764090790cbd.webp»/>

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров считает, что нельзя путать ЕС и Европу. Россия никуда из Европы не уходит, у нее там много друзей и единомышленников, с которыми она продолжит развивать взаимовыгодные отношения.

Лавров считает, что у РФ по отдельности нет проблем в отношениях с большинством европейских стран, а вот от диалога Москвы и Брюсселя мало что осталось. Сложившаяся ситуация рискует переформатировать взаимоотношения с ЕС.

После визита Жозепа Борреля в Москву в отношениях РФ и ЕС произошло ухудшение, которое может обернуться усилением санкций на встрече в Брюсселе 22 февраля. По этому вопросу наша страна уже заняла жесткую позицию.

Россия заняла жесткую политику по ЕС

«Никто с ЕС разрывать отношения не собирается. Брюссель остается важным партнером Москвы, а концепцию внешней политики РФ, которая была введена президентским указом в 2016 году, никто не менял», – констатирует Данилов.

Москва длительное время пыталась восстановить отношения с Брюсселем, рассчитывая на политический диалог. Много надежд связывалось со сменой руководства в европейских органах.

<source type=»image/webp» srcset=»/uploads/posts/2021-02/orig-16134054157327b5875dcc25f6f9da2144d382ec6b.webp»/>

Выборы в Европарламент прошли в мае 2019 года, но ситуацию в российско-европейских отношениях они не улучшили. Напротив, баланс сил сохранился, пусть и евроскептики формально улучшили позиции в главном органе ЕС.

«Во многом улучшить отношения не получилось из-за COVID-19: пауза с пандемией слишком затянулась. Мы планировали разблокировать каналы связи с ЕС, большая ставка делалась на визит Борреля в РФ, однако ему в Брюсселе дали по рукам. После этого стало понятно, что Евросоюз не способен позитивно отвечать на российские предложения», – резюмирует Данилов.

В ЕС есть страны и политические силы, собирающиеся идти по пути восстановления отношений и каналов политико-дипломатического диалога с Москвой, но они пока не определяют принятие решений по российскому направлению.

«Лавров заявил жесткую позицию по ЕС еще в конце прошлого года, а недавно ее повторил. Она сводится к тому, что если ЕС не готов выстраивать отношения с РФ и восстанавливать каналы политико-дипломатического общения, то игра, требующая наличия двух партнеров, в этом случае невозможна, а от Москвы в данной ситуации мало что зависит», – заключает Данилов.

Из-за этого Россия не исключает отказ от политического-дипломатического диалога с ЕС в его коллективном качестве.

<source type=»image/webp» srcset=»/uploads/posts/2021-02/orig-1613405438142798734578805a36.webp»/>

«Только эта опция не является избранной политической линией Москвы. Мы говорим о том, что такое развитие событие не исключено, если в ЕС не возобладает прагматизм, о котором европейцы рассуждают в своей глобальной стратегии», – констатирует Данилов.

Россия может ограничить диалог с ЕС

В Евросоюзе есть силы, готовые двигаться навстречу России. Это европейские тяжеловесы – Германия, Франция и Италия.

«Разговор для Брюсселя тут идет не только об отношениях с Москвой, а о том, что общая линия ЕС разбивается об оппортунистическую политику некоторых государств. В случае РФ – это Польша, Прибалтика и некоторые северные страны», – резюмирует Данилов.

Франко-немецкий тандем претендует на формирование единой политики безопасности ЕС и определение других компонентов европейской стратегии. Если Берлин и Париж проиграют по российскому вопросу, то возникнут проблемы внутри объединения.

«Данная перспектива не прорисовывается Лавровым подробно, но европейские политики это прекрасно понимают. Если Германия и Франция проиграют, то ценой этого будут не отношения с РФ, а Евросоюз», – заключает Данилов.

<source type=»image/webp» srcset=»/uploads/posts/2021-02/orig-161340546651379347bd68310c24b64f41825d7123.webp»/>

Что касается полного разрыва отношений между РФ и ЕС, то такого случиться не должно.

«Это не в интересах обеих сторон и грозит обернуться серьезными последствиями. Взаимные риски здесь очень большие. Разрыв политико-дипломатических отношений – это последний шаг в направлении эскалации», – резюмирует Данилов.

С другой стороны, профиль наших отношений с партнерами может быть снижен.

«Для поддержания двусторонних отношений диалог на уровне послов недостаточен. Смысл наших контактов с ЕС заключается в формировании целей и задач, а затем в их решении на совместной основе. Для этого нужны соответствующие директивы, принимающиеся на высшем уровне, включая Совет ЕС, Еврокомиссию и т. д.», – констатирует Данилов.

В ЕС не идут на восстановление системного политического диалога с РФ, поэтому в нем отсутствуют целеустановки.

«Из-за этого у РФ возникает резонный вопрос: а зачем сохранять в Брюсселе такой большой штат специалистов вместе с официальным представителем, который не решает вопросов развития отношений?» – заключает Данилов.

<source type=»image/webp» srcset=»/uploads/posts/2021-02/orig-161340551255bc243776ece9388bfe34e09149559a.webp»/>

Пауза в наших отношениях идет с 2014 года, так что набор политико-дипломатических функций в Брюсселе может быть изменен и сокращен.

«Это дипломатические контакты, обмен информацией, консульская деятельность. В таком случае вес отношений между РФ и отдельными европейскими государствами действительно увеличится», – резюмирует Данилов.

Дмитрий Сикорский

Источник: rueconomics.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий