Израильские кибуцы: соцутопия или несправедливость? | статьи на inet-moll

Кибуцы — небольшие сельскохозяйственные поселения — один из символов Израиля. Они построены на принципах соцравенства и взаимопомощи. Но сейчас они все больше разъединяют общество.

 

 

До 40 процентов сельскохозяйственной продукции в Израиле до сих пор производится в кибуцах — небольших коллективных поселениях, во многом напоминающих советские колхозы. В основе таких объединений лежат классические социалистические принципы — совместное владение имуществом и равенство всех членов общины.

Население кибуца обычно составляет несколько сотен человек, занятых в сельском хозяйстве или промышленности. «Кибуцники», как здесь называют членов коммун, работают на молочных фермах, во фруктовых садах и даже вне территории поселения, складывая весь свой заработок в общий котел.

Администрация кибуца затем выплачивает каждому члену общины одинаковую ежемесячную зарплату вне зависимости от того, чем он занимается и сколько денег отчисляет в общий бюджет.

 

На сегодняшний день на территории Израиля находятся 274 кибуца, в которых проживают около 150 тысяч человек — менее двух процентов населения страны.

Хотя число жителей кибуцев постоянно сокращается, коммуны продолжают привлекать иностранных туристов, желающих увидеть уникальные поселения собственными глазами.

Элитарная культура?

То, где израильтянин родился и вырос — в кибуце или в городе — может во многом предопределить его дальнейшую судьбу.

Жители кибуцев пользуются многочисленными преимуществами, к примеру, получают крупные льготы на коммунальные услуги или землю под строительство по крайне низким ценам.

 

 Члены коммун обычно работают на молочных фермах или во фруктовых садах

«Несмотря на критику, кибуцы очень помогли создать государство практически с нуля», — говорит израильтянин Офир Маген, который вырос в кибуце и сейчас работает инвестиционным брокером в Тель-Авиве.

По его словам, изначально израильская земля была бесплодной и непригодной для сельского хозяйства, однако кибуцникам удалось ее освоить.

28-летняя студентка Яхель Азулай Шараби не разделяет его мнения. «Это просто неправда», — говорит она.

После эмиграции в Израиль дедушка и бабушка Яхель по распределению попали в город Димона, который в то время был не более чем транзитным лагерем, состоящим из бараков и обветшалых домов. «Они внесли не меньший вклад в развитие этой страны, чем кибуцы», -уверена студентка.

 

Дискриминация евреев из арабских стран?

Критики движения также указывают на неравное отношение властей к ашкенази, евреям с европейскими корнями, и мизрахи, выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

По их словам, жители кибуцев продолжают извлекать выгоду из земель, бесплатно доставшихся им или их предкам от государства. В то же время иммигранты из арабских стран были в принудительном порядке размещены в бедных промышленных городах.

 В Израиле считается, что выходцы из кибуцев привыкли тяжело работать

«Израиль легитимизирует культуру кибуцев и способствует тому, чтобы она оставалась привилегированной и элитарной, идеалом, к которому все должны стремиться, — говорит Аран Вайцман, студент социологии из города Ашкелона на юге страны. — Члены коммун позднее служат в элитных армейских подразделениях и становятся пилотами или офицерами разведки лишь по той причине, что они выросли в кибуцах. Государство полностью поддерживает эту систему».

Повод для гордости

Жители кибуцев обычно начинают работать в возрасте 12-13 лет. За свой труд дети получают возможность каждый год ездить на экскурсии или участвовать в других мероприятиях по своему выбору.

Благодаря столь раннему приучению к труду, многих «кибуцников» считают усердными и дисциплинированными работниками, которые не боятся сложных задач.

«90 процентов людей, выросших в кибуце, указывают это в своем резюме», — говорит инвестиционный брокер Офир Маген. «Я сам бы тоже это сделал. Это не значит, что жители городов менее добросовестно исполняют свои обязанности, но обычно выходец из кибуца — более надежный вариант для многих работодателей.

Это означает, что ты уж точно привык тяжело работать».

 

В то же время скептики подчеркивают, что тяжелого труда не боятся многие израильтяне. «Моих дедушку и бабушку высадили из грузовиков в Димоне, в то время как кибуцы получили огромное количество земель для обработки», — говорит студентка Яхель Шараби.

 

Ни имущества, ни накоплений

Те, кто вырастает в кибуцах, на время покидает их и затем возвращается обратно, могут получить землю или дом на территории общины бесплатно или по крайне низкой цене. А те, кто остается в кибуцах на всю жизнь, могут построить там свои дома и не должны покупать недвижимость.

Решение о том, принять ли назад «возвращенцев», принимается всей коммуной на общем голосовании. Обычно члены кибуца голосуют «за».

В то же время люди, которые перебираются в кибуц впервые, должны передать все свое имущество в общий фонд: только тогда им позволяют приступить к интеграции в коммуну.

 

Несмотря на все преимущества, дети и внуки первых «кибуцников» не в восторге от сложившейся ситуации.

«Они думали, что такая система будет существовать вечно, поэтому у них нет ни накоплений, ни личного имущества. Все, что они имеют, принадлежит кибуцу», — рассказывает Офир Маген.

Многие общины обанкротились или были приватизированы.

«Дом моих родителей не является их собственностью. Они ничего не могут оставить в наследство», — поясняет брокер. В то же время преимущества жизни в кибуцах все же перевешивают ее недостатки, отмечает он.

С этим аргументом соглашаются и критики движения. «Эти люди удерживают в своих руках большинство земель в этой стране и передают их своим детям незаконным и несправедливым путем», — говорит студентка Шараби. «Это современные феодалы», — заключает она.

Источник: www.dw.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий