Изотопный анализ вывел скифов на чистую воду | статьи на inet-moll

Золотой скифский гребень прекрасно
иллюстрирует особенности характера
скифских племен. Фото из книги «Древние
цивилизации», М.: Мысль, 1989

«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!» – запальчиво утверждал Александр Блок в своем знаменитом стихотворении «Скифы». Наш поэт не определил этнической принадлежности обитателей степей, которых селили еще античные историки в Северном Причерноморье вплоть до Прикаспия и далее к востоку. Название их взято у греков и, в частности, у Геродота, писавшего о скифах. Эллины называли скифов также сарматами-савроматами, явно намекая на то, что те жили в землянках, а не в привычных для греков домах (корень CAYP мы видим в слове «завр/заур», от которого пошло название дино- и другие завры). «Скиф» же означал острое режущее оружие, например косу. В этом нет ничего удивительного. Оседлые в окрестностях греческих колоний скифы выращивали зерновые. А рассказы о свирепых налетах степняков на полисы были либо преувеличенными, либо связаны с тем, что городскую стражу в Афинах несли скифские наемники.

Российские ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова А. Мовсесян и В. Бахолдина, следовавшие в своих изысканиях гипотезе автора «Геродотовой Скифии», определили в общей сложности черепную вариабельность 621 представителя народов, населявших пространства от Восточной Европы до Средней (Центральной) Азии. Это проще и дешевле секвенирования (расшифровки) последовательностей ДНК. Цель – прояснить вопрос о происхождении скифов. По результатам этого исследования был сделан вывод, что характер черепов «поздних» скифов был генетически гомогенным. Скифы Бронзового века были сходны с людьми Срубной культуры и в меньшей степени – среднеазиатской культуры Окунево.

Иной подход применили в Университете штата Мичиган в г. Энн-Арбор (США). В работе также принимали участие коллеги из немецких университетов Киля и Йены. Антропологи полагались на определение изотопов стронция, кислорода и углерода в зубной эмали, а также азота и углерода в коллагене костей. Свою статью в журнале PLOS авторы начали со свидетельств античных источников, согласно которым мобильные и воинственные степняки представляли постоянную угрозу растущим средиземноморским империям – с Железного века и до классического времени. Мнение это, согласно современным авторам, оказалось не совсем верным. Но никому до сих пор не пришло в голову исследовать скифскую диету, что стало возможно благодаря изотопам.

Изотопный анализ показал, что люди жили оседло и занимались агрономией и скотоводством, сбывая свою продукцию на рынках-агорах полисов – эллинских, а затем и римских. Не их ли имел в виду Геродот, писавший об оседлых «царских» скифах?

Сотрудники Института науки и истории человека в Йене, которым помогали ученые из Института общей генетики и цитологии Алма-Аты, общими усилиями «прочитали» ДНК, выделенные из костных остатков 111 обитателей евразийских степей (скифов и нескифов). Были выделены два источника их геномов – восточноалтайский и западноуральский. Судя по результатам анализов одного из восточных захоронений людей с конями, можно сделать вывод, что восточные скифы были предками гуннов-сианьбей (Hun-Xianbei – Xi по-китайски «запад», bei – «север»). Закат скифов, по мнению авторов, был вызван образованием на востоке мощных конфедераций, а также движением на север выходцев из Персии.

Между эллинами и скифами происходил интенсивный взаимообмен. Кстати, это отчасти отражено в трехуровневой пекторали, украшающей коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Считается, что она была сделана золотых дел мастером какой-то греческой колонии на берегу Черного моря. Но степняки время от времени приносили с собой чуму, что их явно не красило в глазах эллинов. Те, однако, постоянно изображали скифов и «союзных» им амазонок на своих амфорах и вазах. На некоторых вазах сохранились даже имена чужих для греков героев и богов. Так, некий Идантирс будто бы отказал в поклонении богам персидского Дария, заявив, что только Зевсу и Гестие (богине домашнего очага и покровительнице женщин) он может поклоняться.

Геродот упоминал Апи-Гею, Сироса-Аполлона и Аргимпасу-Афродиту. Уж не скифских ли женщин-амазонок Помпей провел во время своего триумфа после победы над понтийским царем Митридатом. А в «Илиаде» рассказывается об отважных амазонках, пришедших на помощь троянцам. Даже непобедимому Ахиллу пришлось напрячь все силы, чтобы победить их предводительницу Пентиселею.

Амазонок, как и скифов, греческие мастера росписи ваз изображали во фригийский колпаках и штанах до щиколоток, которые претили эллинам. Неудивительно, что амазонки изредка входили в контакт со скифами (скифскими воинами) ради продолжения потомства.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий