Изолируйся и обними пеликана

Режиссер выводит на первый план не социальную, а экологическую тему. Кадр из фильма

В заметно оскудевший из-за вспышки коронавируса и вынужденной отмены многих премьер российский прокат выходит душеспасительная мелодрама «Мой друг мистер Персиваль» Шона Сита, основанная на повести австралийского писателя Колина Тьеле. Книгу уже экранизировали в 1976 году под названием «Мальчик и океан», а в 2011-м похожая история легла в основу «Пеликана» Оливье Орле с Эмиром Кустурицей в одной из главных ролей. В новой версии также не обошлось без звезд, пусть даже и в номинальных позициях. Как, например, Джеффри Раш, компанию которому составляет известный по «Джеку Ричеру», франшизе «Дивергент» и «Отряду самоубийц» Джай Кортни.

Майкл Кингли (Раш) возвращается в родные места, чтобы принять участие в переговорах совета директоров основанной им компании. Ее нынешний управляющий – зять Кингли торопит с принятием решения о строительстве на том месте, где когда-то рос Майкл и где по сей день гнездятся пеликаны. Зятя, понятно, это мало волнует: на кону большие деньги, а вот внучка героя борется за экологию. Сам старик уже давно отошел от дел и покинул малую родину, но вынужденное путешествие и бунт внучки заставляют его пуститься в воспоминания. Будучи мальчиком, он потерял мать и жил в уединенной хижине с отцом (Кортни). А однажды спас от верной гибели и выходил осиротевших птенцов пеликанов, невольно начав продолжающуюся и по сей день борьбу с охотниками и всеми теми, кто угрожает хрупкой экосистеме.

Интересно, как смещены акценты в оригинальном фильме и ремейке. Важной темой «Мальчика и океана» по ходу действия становилась изоляция ребенка, который волей скорбящего и нуждающегося в уединении отца оказывался лишен и образования, и простого общения. Десятилетний дикарь заводил дружбу с пеликаном и аборигеном и в итоге природной сообразительностью доказывал папе свое право на более достойную жизнь. В «Мистере Персивале» эта отшельническая история и конфликт с отцом большую часть экранного времени маячат в фоновом режиме. Художественный прием с «рамкой» про Джеффри Раша не только превращает обычный ремейк в этакий флешбэк, но и выводит на первый план экологическую сюжетную линию.

Маленький Майкл и его отец гармонично сливаются с природой, их до поры до времени нисколько не тяготит простая жизнь вдали от цивилизации – на то, что ребенок растет как сорняк, обращают внимание разве что жители ближайшего городка. Впрочем, и погруженным в глубокую депрессию после смерти жены и пренебрегающим родительскими обязанностями (таким был персонаж Кустурицы в «Пеликане») героя Джая Кортни не назовешь; иногда и он, и мальчик поглядывают на портреты матери, так же как спустя годы поглядывает на фото умершей дочери постаревший Майкл Джеффри Раша. Одним словом, за кадром много женских смертей, но бьются оставшиеся мужчины за пеликанов и их среду обитания.

Зато актуально. Ребенок, абориген, пеликан – идеальное сочетание для ненавязчивого разговора о ценности сохранения природы, погибающей от людской жадности и стремления к обогащению. А добавить к этому внезапно образовавшуюся вирусную повестку – и фильм выглядит чуть ли не практическим пособием по выживанию в «дивном» новом мире. Все его герои так или иначе стремятся к самоизоляции. Будь то маленький Майкл, вывезенный на пустынный пляж, его отец, сбежавший после смерти жены в домик на океане и живущий рыбной ловлей и редкими контактами с горожанами, или даже герой Раша, прибывший домой и тут же презревший бизнес-встречи в пользу прогулок и бесед с внучкой по тому же безлюдному океанскому берегу. В этой созерцательной тишине и общении с безмолвными существами и ограниченным кругом говорящих и прямоходящих животных кроется ключ не только к созиданию здесь и сейчас, но и к решению более глобальных проблем – как экологических, так и социальных. Есть время подумать в тишине и одиночестве, а пеликана при желании можно заменить на кота. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий