Интерес Турции к украинской проблеме имеет свою цену | статьи на inet-moll

Фото Reuters

Турция представила администрации президента Джозефа Байдена свою неофициальную «дорожную карту», которая касается развития двусторонних отношений. Об этом сообщил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, пояснив, что документ мог бы разрешить проблемы, связанные и с совместимостью российских зенитных ракетных систем С-400, и со статусом курдских формирований, действующих на севере Сирии, и с территориальными спорами в Восточном Средиземноморье, в которых Запад демонстрировал благосклонность к Греции и Кипру. В последние годы избыток этих проблемных зон стал причиной частых дипломатических ссор между двумя союзниками по НАТО и дал скептикам повод утверждать, что Турция может в какой-то мере оптимизировать контакты с США. Однако намерение Анкары говорить с Вашингтоном о новой «дорожной карте» и те жесты, которые в этом месяце она предприняла в рамках украинского досье, возможно, говорят совершенно об обратном.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил в первой половине апреля, что на переговорах с украинским коллегой Владимиром Зеленским в Стамбуле он подтвердил решение Анкары не признавать «аннексию Крыма». Параллельно с этим стало известно об использовании ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) турецкого производства Bayraktar TB2 в небе над Донбассом. Два года назад украинская сторона закупила эти дроны и провела их испытания, а в октябре 2020 года гендиректор «Укрспецэкспорта» Вадим Ноздря сообщил о заинтересованности его страны в совместном производстве Bayraktar TB2 на территории Украины и о ее готовности закупить 48 подобных БПЛА совместного производства. С учетом возвращения украинского досье в международную повестку эти действия не могли не быть интерпретированы как активизация Анкары на периметре российских границ. В связи с этим Москва была вынуждена заметно повысить тон в разговоре с турецкими партнерами.

«Всем ответственным странам, с которыми мы общаемся (Турция – одна из них), настоятельно рекомендуем проанализировать ситуацию, вечные воинствующие заявления киевского режима. Предостерегаем их от того, чтобы они подпитывали эти милитаристские настроения», – пояснил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Особый оттенок этому заявлению придало то, что оно было сделано в ходе визита шефа российской дипломатии в Египет. Арабская Республика до сих пор выступает одним из наиболее ярких региональных соперников Турции, несмотря на все примирительные шаги последней. Турецкая сторона – на уровне неназванного дипломатического источника в газете «Тюркие» – попыталась парировать высказывания российского министра, с насмешкой заявив, что готова продавать свое вооружение, в том числе БПЛА, всем заинтересованным государствам, в том числе и России, не делая разницы между клиентами.

Подобный разговор со своим тактическим партнером стоил Анкаре туристического потока. Несмотря на то что российская сторона уверяет об отсутствии политической подоплеки в решении ограничить с 15 апреля по 1 июня пассажирское авиасообщение с Турцией и объясняет его ростом заболеваемости коронавирусом, временное сокращение числа рейсов выглядело как мера воздействия. Турецкая оппозиционная пресса ожидает, что Кремль в ближайшее время только увеличит экономическое давление на Эрдогана, который, вероятно, считал, что реверансы в сторону Киева помогут его стране оживить связи с натовскими партнерами, обеспокоенными ситуацией на восточном фланге. Деликатно это сделать не удалось: ценой стал возобновившийся кризис доверия в отношениях РФ и Турции. Вопрос для Эрдогана заключается в том, стоит ли дипломатическая выгода от активизации на украинском направлении всех издержек, которые Анкара понесла или, возможно, еще понесет из-за этой кампании. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий