Игры с хронологией | статьи на inet-moll

Нужен «правильный» календарь…
Константин Сомов. Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год. 1904

Рецензируемое издание представляет собой подробное исследование феномена псевдокоммунистических групп («некрокоммунистов», «свидетелей СССР» – в трактовке авторов), получивших широкое распространение на постсоветском пространстве. Как отмечают авторы, только в России к 2020 году было выявлено свыше 50 крупных групп «некрокоммунистов» и идеологически близких к ним «живых людей» – организаций, отрицающих любые виды гражданства.

Анализируя хронологию появления на территории Российской Федерации адептов мировоззрения «живого» Советского Союза, причинно-следственные связи, позволившие успешно развиваться «некрокоммунизму», авторский коллектив предпринимает успешную попытку исторической ретроспекции и находит истоки рассматриваемого движения в идеологических концептах немецких и американских сект 1970–1980-х годов: «суверенных граждан», «рейхсбюргеров» и т.п.

По мнению Силантьева и Стрекаловой, мировоззренческим базисом, составившим основу мифологии «некрокоммунистов», является неоязычество. Данный тезис неоспорим. Возникнув в конце 70-х годов XX века, отечественный вариант младоязычества априори находится в состоянии постоянной трансформации. В ряде случаев полученный «продукт» выходит далеко за рамки традиционных для российского неоязычества дискурсов серии Blut und Boden и становится синкретическим явлением, пытающимся объединить под одним знаменателем «всё и вся», превращаясь во внесистемную копию New Age.

Роман Силантьев, Ольга
Стрекалова. Некроманты наших
дней, или Обзор услуг
по оживлению людей,
организаций, государств. – М.:
Снежный ком, 2020. – 166 с.

Фактический материал, собранный авторами исследования, демонстрирует доминантное присутствие неоязыческой идеологии в мировосприятии рассматриваемых сообществ. Вот лишь некоторые примеры: подобно некоторым современным языческим группам, лидеры «некрокоммунистов» склонны к «игре» с хронологией – в деле поиска основ славянской государственности. Создается «свое время» – «правильный» календарь. Также в программных документах «свидетелей СССР» встречаются «традиционные» призывы в защиту этноса – «коренных народов», «аборигенов», фигурируют «правильные» управленческие и «научные» институты («Вече Руси», «Русская Православная Академия») и, естественно, «настоящая» история. Большое значение играет конструирование «новояза» – создание собственного языка на базе искажений, собственных прочтений принятой орфографии. Апогеем неоязыческой парадигмы становятся авторские теогония и генеалогия, ярко проявившиеся в титулярнике вождей движения.

К безусловным плюсам следует отнести и выбранную авторами систему изложения материала. Кроме главы, посвященной истории вопроса, издание включает описание основных направлений и организаций «некрокоммунистов», действующих на территории России (рассмотрено более 20 групп), приведены основные виды деструктивной деятельности «свидетелей СССР», представлен краткий словарь специфических терминов-маркеров и подборка «документов», созданных харизматическими лидерами сообщества. По нашему мнению, наиболее важной является третья глава исследования, в которой содержатся практические рекомендации и советы экспертов по противодействию деятельности религиозно-политических, коммерциализированных псевдокоммунистических групп.

Предлагаемое исследование будет крайне полезным для специалистов наук гуманитарного цикла: религиоведов, политологов, историков, социологов и всех тех, кому интересна проблематика новых религиозных движений.

 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий