Голос, скрипка и терменвокс | статьи на inet-moll

Фото предоставлено организаторами проекта

Камерное вокальное пение сегодня явно не в чести. В филармониях практически исчезла эта специализация – камерный певец. Даже в крупнейших, столичных. Оперные же исполнители лишь иногда обращаются к камерной музыке – по остаточному принципу. И понятно почему, винить их в этом неправильно – занятость в театрах, на гастролях: а камерные программы требуют много времени, сил, внимания, душевных затрат. А доходов много едва ли способны принести.

Поэтому, если и поют современные академические певцы камерный репертуар – то практически только верняк: то, что популярно, известно, узнаваемо с первых нескольких нот (почти как в известной телепередаче «Угадай мелодию») – проверенную классику. Если брать русских певцов, то за редким исключением поют Чайковского и Рахманинова или… Рахманинова и Чайковского. Причем, бесспорно, гениальные вещи, но всегда одни и те же, от которых уже, что называется, в зубах навязло – «День ли царит», «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «Сирень», «Не пой, красавица», «Весенние воды»…

А ведь еще совсем недавно по историческим меркам, в советское время, были другие исполнители и другая культура и традиция камерного пения. И далеко не всегда такая не крупноформатная специализация предполагала обделенность славой – вспомним без преувеличения великих Нину Дорлиак и Зару Долуханову, Аллу Соленкову и Викторию Иванову, Дебору Пантофель-Нечецкую и Надежду Юреневу, семейство Лисицианов, чьи имена гремели на весь Советский Союз. И пели эти певцы колоссальный и разнообразный репертуар, в том числе и современный.

О, а это уже и вовсе что-то невероятное! Неужели и сегодня можно завлечь публику в зал чем-то иным, нежели гениальной исповедью вечно рвущего душу неизбывного лирика Петра Ильича «Я ли в поле да не травушка была»? Дать положительный ответ на этот вопрос пытается международный проект «Музыка нашего времени», который открыл в Рахманиновском зале Московской консерватории уже свой второй сезон. Его инициатор – талантливая московская пианистка, опытнейший концертмейстер Карина Погосбекова. Ее безупречный вкус и колоссальные профессиональные знания гарантируют две «необходимые и достаточные» компоненты успеха этого предприятия – неизбитый репертуар высочайшего качества и прекрасных исполнителей.

В отношении первого выдержана строгая линия – только музыка наших современников, не только отечественных, но и зарубежных, как признанных мэтров, так и только начинающих свой путь композиторов. Погосбекова проделывает колоссальную исследовательскую поисковую работу – по библиотекам и в недрах всемирной паутины отыскивает талантливое, новое, эстетичное, красивое – с тем, чтобы это новое звучало, чтобы его узнавала публика. Что касается певцов, то строго камерных исполнителей сегодня найти не просто (хотя они, конечно, есть, и есть настоящие мастера – например, Яна Иванилова, с которой также успешно сотрудничает проект), поэтому поют в основном театральные певцы, но те, кто имеет вкус и стремление к камерной вокальной лирике, кто хочет и умеет здесь сказать свое выразительное слово. Впрочем, и чисто концертные исполнители активно подключены к проекту.

Концерт-открытие второго сезона иначе как роскошным назвать трудно. И прозвучавшая музыка захватывала своей новизной и гармоничностью, и исполнители подошли к воплощению новой музыки не формально – пели не только ноты, но вкладывали в исполнение глубокие эмоции, искренне стремясь донести до слушателя смыслы и краски, очаровать этими неизведанными пластами, подлинным богатством, каковое еще пока совершенно сокрыто от того внимания аудитории, каковое оно, бесспорно, заслуживает.

Любопытно и одновременно отрадно, что музыка для голоса почти на сто процентов оказалась музыкой действительно вокальной, то есть удобной для пения – в ней есть яркая мелодика, связная легатированная линия, она опирается на возможности человеческого голоса, относится к нему с пониманием. Словом, не насилует природу, не рвет связки, да и уши слушателей «в трубочку» не заворачивает. Исключение составил лишь фрагмент вокального цикла финки Кайи Саариахо «Далекая любовь», исполненный солисткой «Вивальди-оркестра» Светланой Полянской: сочетание говорка с нарочито стилизованным под архаику пением было интересно своей экзотичностью и привнесло контрастную краску (оно было единственным, выбивающимся из вокального письма в традиционном смысле) в программу концерта, в котором в целом доминировала совсем иная эстетика.

Фрагменты вокального цикла «Тебе» Алемдара Караманова – прямое развитие романсовой традиции Чайковского и Рахманинова. Ярчайшая, выразительная мелодика, одновременно прихотливая и такая естественная, буквально захватывала своей свежестью и искренностью. Солистка Большого театра Ольга Селивёрстова спела целый мини-концерт-исповедь мятущейся души – ее ясному и техничному сопрано подвластны оказались разнообразные эмоции произведения, донесенные убедительно и эстетично.

Другой советский классик – Микаэл Таривердиев – прозвучал в исполнении солистки Театра Станиславского Ксении Дудниковой, спевшей несколько романсов из цикла на стихи Беллы Ахмадулиной. Красота сочного меццо певицы завораживает, это настоящее чудо. Но не меньшим чудом является та яркая выразительность, эмоциональная щедрость, драматическая насыщенность, какой охотно делится певица с публикой, донося до нее не просто эмоциональный накал произведений, но словно раскрывая, если не выворачивая наизнанку женскую душу. При этом – никакого пережима: экспрессия эстетичная, знающая меру, не лишенная и тонких, мягких красок – словом, архиповская!

Единственный кавалер концерта – тенор из Большого Илья Селиванов – спел музыку совсем новую и неведомую: прозвучали три песни на стихи Николая Рубцова молодого и малоизвестного пока композитора Дмитрия Аникеева-Сыроечковского. Это уже линия Гаврилина и Свиридова – музыка о Руси, о любви к родине, родной природе, ее людям, бедам и праздникам. Музыка, наполненная светлой лирикой, полная меланхолии, не лишенная и трагических красок, но, несмотря на это, имеющая какой-то цельный позитивный заряд. Красивый голос Селиванова, очень славянский, идеально подошел для эмоционального строя новых миниатюр.

Но русская музыка может быть и иного эмоционального посыла – прозвучавшие вослед гаврилинские «Осень» и «Лето» подарили публики совсем другие краски: ширь и раздолье родной земли и родной природы в первой миниатюре, игривый задор – во второй. Широту эмоциональной палитры донесла до слушателей солистка Новой Оперы Юлия Меннибаева, чье темное меццо, почти контральто, пленяет не только уникальным тембром, но и наполненной выразительностью пения.

Наряду с композицией Саариахо экзотическим номером программы оказался чисто инструментальный опус: Олеся Ростовская на терменвоксе исполнила «Угасающий свет» Валерия Белунцева. Тончайшая нюансировка этого инструмента рождает ощущение условно космической музыки, навевающей мысли о вечном и надмирном. Сочетание традиционного и нетрадиционного звучания дает необычный акустический контраст: партия фортепиано в этом диалоге виртуозна, по богатству фактуры равна симфоническому оркестру, и с ней блистательно справляется Погосбекова. Впрочем, ее сопровождение всех прозвучавших номеров вызывает только восторг – это и технично, и выразительно, и осмысленно, и очень удобно для солистов, с которыми всегда выдержан гармоничный паритет. Погосбекова – не просто концертмейстер-аккомпаниатор, но равноправный сотворец, одновременно и ведущий певца, и дающий ему дорогу.

Программу обрамляла оригинальная арка – выступление вокального трио «Melody», привнесшего еще одну краску необычности в более-менее традиционную программу: несмотря на новизну сольных вокальных миниатюр, как уже было сказано, все они развивают русскую романсовую традицию, а не отрицают ее, не пытаются ее сломать и увести в альтернативную эстетику. Ансамблевое же пение «Melody» немножко про другое, хотя и здесь – убедительно выявлена красота человеческого голоса, а мелодика ярка и человечна. Открывал концерт «Отче наш» американца Эли Тамара – опус архаично-строгого характера медитативного настроя, в котором трио продемонстрировало идеальный строй и тонкую нюансировку, а сочное звучание контральто Ольги Надеждиной, чья партия контрапунктна коллегам (сопрано Светлана Полянская и Александра Конева), удивляло и заинтересовывало. В завершении же трио представило две песни Вадима Бибергана на слова Роберта Бёрнса: игривость и характерность композиции «Пойдем по берегу» и удивительные акустические эффекты и имитации в «Фанфарах» были уместны для завершения инаугурационного концерта – праздник современной вокальной музыки состоялся!

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий