Фестиваль «Территория» открылся концертом музыки современных композиторов | статьи на inet-moll

Практически во всех сочинениях присутствовала видеопроекция. Фото с сайта www.meyerhold.ru

В Центре имени Мейерхольда (ЦИМ) прошел проект «Русская музыка 2.0», в котором были представлены пьесы, написанные лауреатами фонда Aksenov Family Foundation. Восемь мировых премьер были объединены в программу, театральную форму которой придал режиссер и худрук ЦИМ Дмитрий Волкострелов.

Действо было разделено на три блока с получасовыми антрактами (во время которых все отмечали успех проекта бокалом шампанского). Тем, кто не рискнул провести четыре часа в тесном кругу знатоков новой музыки и неофитов, было предложено посмотреть онлайн-трансляцию (кстати, очень качественного и профессионального уровня съемки). Исполняли опусы лауреатов два опытных коллектива, способных прочесть любую, даже самую изощренную партитуру: Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и Questa Musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского.

Восемь мировых премьер представляли собой органичный синтез музыкального, визуального и перформативного. Каждая партитура (за исключением той, что включала в себя видеоряд) демонстрировалась на экране, позволяя музыкантам в зале следить за процессом, а немузыкантам понять, когда же конец. Фрагмент партитуры был дан и в программке наряду с авторскими высказываниями, резонирующими с тем, что звучало со сцены и вскрывающими много любопытного. Например, слушая quasi импрессионистскую пьесу Revisite Дмитрия Бурцева, ни за что не догадаешься, что на самом деле автор исследовал французскую барочную музыку, а Angel Дарьи Звездиной – никакой не ангел, а «существо, которому ведомо только значение». Другой лауреат программы, довольно крупный и маститый композитор Борис Филановский представил пьесу Aria tutti, отсылающую к заключительному хору из «Кетенской траурной музыки» Баха, – обыгрывая название, объединил личное и массовое, соло и ансамбль. Получилась диссонирующая, немелодичная «ария наоборот», напрочь стирающая природу жанра. «До одиннадцати песен» Даниила Пильчена и Morendo Марка Булошникова – две неспешные медитативные композиции, погружавшие в процесс развертывания времени, появления из тишины звука и его затухания: в пьесе Булошникова звуки буквально рождались под пальцами музыкантов и в конце концов складывались в мелодическую фразу.

Три работы лауреатов программы «Русская музыка 2.0» хочется отметить особо. Это сочинение Александра Хубеева «Не выходи из комнаты»: текст стихотворения Иосифа Бродского произносится на языке жестов (перформер Дмитрий Власик), в то время как исполнители совершают операции над своими инструментами при помощи разных предметов. Скрежуще-шипящее действо сопровождал видеоряд (художник Ян Калнберзин), дублирующий действия сурдопереводчика и транслирующий его заранее записанные движения. Трудновыговариваемая композиция Before you slip into unconsciousness Олега Гудачева с отсылкой к песне The Doors объединила саундскейп, инструментальную, густую звуковую магму в духе эмбиента и Филиппа Чижевского – но не с палочкой, а с электрогитарой в руках. А в конце этого длинного вечера, перетекшего в ночь, публике представили «вишенку на торте» – сложносочиненную, супертехнологичную и зрелищную пьесу Алексея Сысоева Don`t Whistle, Masha! («Не свисти, Маша!»). Три перформерки, они же три сестры (название сочинения – фраза из пьесы Чехова) в 3D-очках без остановки ударяли по клавишам печатной машинки, им вторил целый «оркестр» электромеханических объектов, а также электроника, воспроизводящая свист. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий