Европейскому бизнесу понравились низкие зарплаты граждан России | статьи на inet-moll

Фото Reuters

Две трети работающих в РФ европейских компаний пострадали из-за коронавируса. За год резко – почти в четыре раза – выросла доля европейских компаний, которые считают, что сейчас экономическая ситуация развивается в РФ хуже прогнозов. Кроме того, говоря о негативных факторах для бизнеса в России, компании теперь в два раза чаще, чем год назад, упоминают обвал нефтяных цен. Но европейские предприниматели пока верят в перспективы российского рынка. Они все чаще говорят о таком привлекательном для них факторе, как обилие квалифицированного персонала при низкой оплате труда.

Европейский бизнес, работающий в России, столкнулся с двумя наиболее болезненными шоками – с вызванным коронавирусом кризисом и с последствиями обвала нефтяных цен. В частности, как показало совместное исследование Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и института «ГфК-Русь», почти две трети (64%) из 90 опрошенных в июле-августе европейских компаний пострадали из-за пандемии коронавируса.

Исследование охватывает как российские компании с долей европейского капитала, так и работающие в РФ компании из Германии, Нидерландов, Швеции, Италии, Финляндии и др. Они представляют в основном сектор профессиональных услуг, химическую и автомобильную промышленность, фармацевтику, ретейл и т.д.

В 72% компаний отметили, что «экономика в первом полугодии 2020 года развивается хуже ожиданий». Напомним, в предыдущие три года экономическая ситуация для европейских компаний в России была более или менее предсказуемой и для большинства развивалась в соответствии с их ожиданиями. «В 2020 году оценки текущей ситуации и перспектив в экономике готовят нас к спаду в краткосрочном периоде», – пояснили в АЕБ.

Участники исследования выделили комплекс негативных факторов, ухудшающих их перспективы в России. Так, 77% респондентов указали на волатильность рубля; 73% – на антироссийские санкции; 64% – на коронавирусный кризис. Помимо этого 56% компаний сообщили, что политика США в отношении России отрицательно влияет на их деятельность, «однако в сравнении с прошлым годом влияние снизилось»: в 2019-м этот негативный фактор упоминали 75% от опрошенных.

Наконец, европейские компании отметили негативное влияние цен на нефть на их бизнес. Причем по сравнению с прошлым годом они стали упоминать этот фактор в два раза чаще: в 2020-м на него указали 51% опрошенных против 26% в 2019-м.

Но, как уточняют в АЕБ, «в перспективе ближайших трех лет 68% участников исследования рассчитывают на увеличение оборота и 51% – на увеличение прибыли, что дает сигнал о благоприятных возможностях работы для международного бизнеса на российском рынке даже на фоне рецессии».

«По сравнению с предыдущим годом участники исследования настроены более оптимистично с точки зрения ожидания инвестиций в отрасль компании», – добавили в ассоциации. Сейчас 28% компаний прогнозируют на ближайшие три года увеличение инвестиций в отрасль своего бизнеса в России, а в 2019-м на это рассчитывали 17% компаний, в 2018-м – 21%.

Оценка иностранными предпринимателями в России текущей экономической ситуации
по сравнению с прогнозами.  Источник: Ассоциация европейского бизнеса

Российский рынок вопреки всему сохранил свою привлекательность для европейских предпринимателей. По данным АЕБ, основными причинами работы в России, как и раньше, стали большой объем рынка (об этом сказали 95% компаний), высокий потенциал (92% компаний), положительное развитие рынка (90% компаний).

На четвертом и пятом местах, как и раньше, располагаются два таких позитивных с точки зрения европейского бизнеса фактора, как квалифицированный персонал и низкие зарплаты. Однако по сравнению с предыдущими годами эти два фактора европейские компании стали упоминать значительно чаще. Если раньше о квалифицированном персонале и одновременно низких зарплатах как о плюсах российского рынка сообщали около 70–80 и 40–50% опрошенных компаний, то теперь 87 и 61% соответственно.

«Низкие заработные платы по сравнению с европейскими уже на протяжении почти 30 лет являются конкурентным преимуществом, – пояснила «НГ» доцент Торгово-промышленной палаты РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. – И даже некоторые крупные компании, принимая решение о строительстве своих заводов, выбирали Россию, а не Восточную Европу из-за этого фактора». В то же время большинство европейских компаний считают, что в России достаточно высокий кадровый потенциал.

По оценкам эксперта, на уровне специалистов заработная плата у российских работников меньше в два-три раза, а на уровне руководителей – в полтора-два раза, чем в европейских странах и США. Хотя чем выше уровень компетенций и должность, тем меньше разница в оплате труда российских и иностранных работников, добавила Иванова-Швец.

Однако в этом случае и у российского рынка есть свои конкуренты. «В России заработная плата выше, чем, например, в некоторых бывших союзных республиках. И некоторые европейские компании открывают свои региональные подразделения не в России, а, например, в Белоруссии или Украине», – добавила она.

Между тем, как отметил главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов, по экспертным оценкам, «в России производительность труда в полтора-два раза ниже, чем в развитых странах, в том числе за счет того, что в стране мало высокопроизводительных рабочих мест (они просто не оборудованы должным образом)». Также сказывается несоответствие высшего образования реальному запросу рынка, тем задачам, которые необходимо выполнять на практике. Отсюда и другой уровень зарплат.

При этом, как напомнил эксперт, каждая новая девальвация рубля сводит на нет номинальный рост зарплат. Однако это играет на руку экспортерам – как отечественным компаниям, ориентированным на внешние рынки, так и тем европейским предприятиям, которые используют Россию как плацдарм. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий