Дополнительные испытания в вузах зачастую формальны | статьи на inet-moll

Нынешние абитуриенты готовы поступать на все специальности сразу: журналистов, менеджеров, рекламщиков и юристов. Фото со страницы факультета журналистики МГУ в «ВКонтакте»

Сегодняшний абитуриент, как кот в мешке, потому что его мотивацию в выборе профессии невозможно определить по баллам ЕГЭ. Как известно, Министерство образования и науки РФ, а также вуз, куда собирается поступать абитуриент, устанавливают перечень вступительных испытаний. Но есть направления подготовки, где помимо ЕГЭ абитуриенты проходят дополнительные вступительные испытания.

Так, например, ДВИ творческой направленности по направлению «Журналистика» на факультете журналистики МГУ включали в себя в этом году эссе и редакционное задание по одной из предложенных тем. Дополнительные вступительные испытания на факультете журналистики в СПбГУ прошли в виде сочинения-миниатюры (эссе) объемом не менее 150 слов. В других вузах творческий конкурс проходит в виде тестов или творческого собеседования. Вариантов много, но требования в целом сводятся к тому, что абитуриенты должны уметь творчески интерпретировать заданную тему, соблюдать нормы русского литературного языка, демонстрировать свою позицию.

В этом году я не принимала участия в работе приемной комиссии, поэтому могу судить о том, какие абитуриенты поступали на факультеты журналистики, только опираясь на мнения коллег. И практически все, с кем мне удалось поговорить на эту тему, были единогласны в своих оценках, что у нынешних выпускников школ существуют огромные лакуны в основополагающих знаниях.

Это началось не сегодня. Еще несколько лет назад абитуриенты в своем большинстве демонстрировали незнание русского языка и русской литературы. Произведения Достоевского приписывали Тургеневу, Чехова называли своим современником. Помню совсем смешную ситуацию, когда один из абитуриентов во время собеседования был искренно удивлен, узнав, что Лев Троцкий и Надежда Крупская – ​партийные деятели, жившие в XX веке, а не сегодняшние телеведущие.

Абитуриенты последних двух лет так уже не подставляются. Они на первый взгляд производят впечатление вполне образованных людей. Только вот вся их образованность основана зачастую на умении оперативно собирать и транслировать информацию без какого-то личностного осмысления. В качестве примера приведу фрагмент из эссе одного абитуриента на тему: «Открытия, которые изменили мир».

«За всю историю человечества было совершено огромное количество открытий, многие из которых изменили жизнь всего общества. Люди, которые их совершали, становились легендами, получали мировую известность и вписывали свое имя в летопись науки. Стив Джобс, Никола Тесла, Илон Маск. Этот список можно продолжить еще на огромное количество пунктов. Но есть те самые открытия, которые кардинально изменили мир. Телефон. В наше время каждый человек пользуется телефоном. Это неотъемлемая часть повседневной жизни. Все контакты, встречи, знакомства по большей степени происходят именно с помощью этого устройства. Но немногие знают человека, который изобрел его. Александр Грейам Белл в 1876 году запатентовал первую версию телефона. Это был видоизмененный телеграф. Позже произошла эволюция этого устройства. Доктор Мартин Купер из компании Motorola создал первый в мире сотовый телефон. Интересный факт – первый звонок с него доктор Купер совершил своим конкурентам из компании AT&T, которые также занимались его разработкой. Но в 2007 году произошел переворот всей индустрии. Стив Джобс, глава компании Apple, представил миру первый смартфон без клавиатуры, который назвал IPhone». Данный фрагмент красноречиво говорит о том, что натаскивание на сдачу ЕГЭ приводит к тому, что выпускники чаще всего высказывают какие-то банальные мысли. Пишут предсказуемо и шаблонно, то есть приводят аргументы, которые лежат на поверхности и не являются оригинальными.

Просматривая одно, второе, третье творческое эссе нынешних абитуриентов, я подумала о том, что они не стремятся показать свое отношение к тому, о чем пишут. А может, его вовсе у них нет? Так как в школе никто не интересовался их суждениями и мнениями?

Есть еще одно наблюдение, которое я для себя зафиксировала в последнее время. Многие из абитуриентов поступают на факультеты журналистики, потому что не смогли поступить на другие специальности, о которых мечтали. Во время собеседования они часто открыто признаются в этом. Кстати, именно такие студенты составляют основной контингент журналистских факультетов. Они обещают себе «перепоступить» на следующий год туда, куда хотели изначально. Но такие обещания быстро забываются. Поэтому неудавшиеся актеры, режиссеры, филологи, дизайнеры, литературные критики быстро теряют интерес к учебе на факультетах журналистики. Думаю, что подобное можно зафиксировать и на других факультетах. На вступительные испытания также приходят те, кто не имеет никакого представления ни о факультете, ни о профессии. Они подают документы везде, где есть хоть малейшая возможность поступить на бюджет. От коллеги нынче слышала историю об одной абитуриентке, которая на собеседовании призналась, что будет поступать и на юриста, и на журналиста, и на рекламщика, и на менеджера.

И последнее. Система платного образования, где требования к уровню подготовки абитуриентов снижаются год от года, привела к тому, что на многих специальностях дополнительные вступительные испытания проходят формально. Главная задача вузов – заполучить студентов, которые принесут с собой деньги. А какие они, эти абитуриенты, способны ли учиться, смотивированы ли на получение знаний и профессиональных умений – вопрос, который сегодня не стоит.

Низкий уровень образования нынешних абитуриентов можно, конечно, списать на систему школьного образования, которая заточена на натаскивание, а не на развитие личности человека, ковид, гибкую систему подачи заявлений сразу в несколько вузов и на разные специальности и т.д. Но меня не покидает ощущение, что уровень подготовки абитуриентов, студентов и специалистов неуклонно падает, потому что образование у нас в стране стремительно теряет свою значимость как для тех, кто поступает учиться в университеты, так и для тех, кто их учит.

Для понимания причин происходящего нужна широкая общественная дискуссия. И нынешняя приемная кампания в вузы является тому подтверждением. А пока ее нет, остается только осознание какой-то неловкости перед собой, своими нынешними учениками и своими уважаемыми учителями. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий