Договор по открытому небу потерял смысл | статьи на inet-moll

Американский наблюдательный пункт на борту самолета ОС-135Б над территорией России. Июль 2003 года. Фото с сайта www.mil.ru

Выход Вашингтона из Договора по открытому небу не повлияет на решение России сохранить его, если остальные 33 члена соглашения дадут гарантии о непередаче разведывательной информации третьей стороне – США. Такое требование высказал российский МИД в своем официальном заявлении. Впрочем, никаких гарантий выполнения этого сценария не существует. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что без США договор несостоятелен.

Подписанный в 1992 году Договор по открытому небу (ДОН) – последний осколок эры всеобщей разрядки в Европе. Он позволял западным и российским военным наблюдать с самолетов-разведчиков за состоянием обычных вооружений в странах – участницах соглашения. Для нас это была возможность мониторить развитие военной инфраструктуры НАТО в Европе, совершать инспекционные полеты в небе США. То же самое делали члены Североатлантического альянса над нашей территорией. Только в 2019 году мы провели 42, а они – 29 наблюдательных полетов.

В мае этого года госсекретарь США Майкл Помпео раскрыл причины нежелания США соблюдать соглашение: «По сути, договор призван обеспечить всем подписавшим его сторонам более высокий уровень транспарентности, взаимопонимания и сотрудничества, независимо от их размеров. Однако реализация и нарушение Россией ДОН подорвали эту центральную функцию». В чем конкретно Россия не соблюдает ДОН, американцы по обычаю последних лет не сообщили. Но предположить можно.

В 2014 году Россия отказала США в полете в 500-километровой зоне над Калининградской областью и проведении таких полетов в 10-километровой зоне вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией, которые, с точки зрения РФ, являются суверенными государствами. Претензии к США есть и у российской стороны: ограничение полетов на малых высотах в районе Вашингтона, сокращение пространства для наблюдения над Гавайскими островами и отказ в ночевке экипажам на авиабазах Робинс и Элсворт в штатах Джорджия и Южная Дакота. Их использование позволяло нашим самолетам и экипажам просматривать значительно большие территории Северной Америки. Были ограничены полеты и над Алеутскими островами. В ответ на это Москва объявила об отказе американским экипажам в ночевках на трех российских аэродромах.

Есть и еще одна причина. Это новый российский самолет Ту-214ОН. По техническим возможностям установленная на нем разведывательная аппаратура существенно превосходит американские и европейские аналоги. Член комитета Сената США по вооруженным силам Том Коттон прямо говорит, что «для господина Путина этот договор был всего лишь очередной схемой захвата военного и разведывательного преимущества над США и НАТО. Кроме того, договор был технически не работающим, таким же устаревшим и неуместным, как видеомагнитофон или кассетный магнитофон». «Я особенно рад тому, что налогоплательщикам США не придется платить почти четверть миллиарда долларов на модернизацию нашего парка самолетов OC-135 Open Skies», – подчеркивает сенатор.

По мнению профессора Академии военных наук Вадима Козюлина, ситуация прежде всего плоха отсутствием политического диалога между странами. Это признают и в Америке, где есть группы политиков и специалистов, считавших ДОН инструментом прозрачности в отношениях Востока и Запада. Впрочем, по его мнению, у сторон остаются возможности контроля, но на технически ином уровне.

«Нежелание Вашингтона сохранить международные договоры в области ограничений вооружений скорее всего вызваны прагматизмом президента Дональда Трампа. На Западе не верят в большую войну и в начало гонки вооружений. Сегодня не существует идеологической подоплеки под противостоянием сторон, а экономические вопросы решаются путем санкций. Тем более что у Запада таких рычагов давления больше, чем у нас. В этой ситуации тратить время и средства на соблюдение внешнеполитического этикета бессмысленно. Проблему контроля вооружений с успехом решают спутники. При этом пролет над интересуемой территорией и объектами инфраструктуры для них ни с кем согласовывать не надо», – отмечает Козюлин.

Единственными пострадавшими в этой ситуации могут оказаться европейцы. У них физически нет такого количества космических средств контроля. Именно поэтому МИД России вроде бы идет им навстречу. Но вопрос, как долго это будет продолжаться. Гарантий того, что информация по инспекциям российских военных объектов не утечет на другую сторону Атлантики, никто из участников ДОН письменно давать не собирается. Москва на эти грабли уже наступала, когда поверила Брюсселю в 1990-х на слово, что НАТО на восток расширяться не будет. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий