Скандальная новость пришла из Оксфордского университета. Преподаватели тамошнего факультета музыковедения предложили «деколонизировать» учебные программы и изменить требования к выпускникам, ослабив фокус на европейской классической музыке и представив другие формы музыки. Оксфордские ученые предлагают перестать делать упор на канонических классиков типа Моцарта и Бетховена, уходя от «белой европейской музыки периода рабовладения», которая «вызывает сильные душевные страдания» у темнокожих студентов. Также профессора подвергли критике нынешние требования к выпускникам, когда делается упор на западную систему пятилинейной тактовой нотации, «колониалистской системы репрезентации», ведущую к «соучастию в белом супремасизме».

И все это в рамках борьбы с «гегемонией» белой расы.

Известный российский композитор и пианист Антон Батагов, который первым в социальных сетях отозвался на эту новость, придя от нее в ужас, вынужден был удалить свой пост, после того, как к нему набежали ревнители «новой этики».

А вот публицист Юрий Табак не побоялся высказаться по этому поводу:

«Вероятно, отдельные черные ноты, да еще так часто беспорядочно скачущие, на белом фоне нотной бумаги, действительно могут стать «пощечиной некоторым студентам».

Собственно, проблема это легко решаема – можно обратиться к дасийной нотации 9 в. или невменной нотации 11-12 вв., да еще бумагу подобрать потемнее, и с белым супремасизмом будет покончено.

 

Что же касается нынешнего пантеона творцов, музыка которых вызывает студенческие страдания, то кандидаты на величайших композиторов мировой истории уже наготове: Моцарта может сменить Жозеф Болонь де Сен-Жорж (1745-1799), которого и так давно называют «чернокожим Моцартом», Бетховена – Сэмюэл Кольридж-Тейлор (1875-1912) заявлявший, что Бетховен – чернокожий, ибо родился от отца из Сьерра-Леоне). Кстати, это действительно хорошие композиторы – а теперь станут самыми лучшими.

Насчет Баха, конечно, надо еще тщательно взвесить. Тут с кондачка замену не найдешь. Все же, как говаривал Гектор Берлиоз: «Бог — это Бог, а Бах — это Бах»…»

Между тем, невозможно отрицать и колоссальное влияние, которое в 20-м веке оказала африканская музыка на западную. Именно это, вероятно, и держали в уме оксфордские ученые, делая такие предложения. Однако, тот же Юрий Табак справедливо замечает:

«Джаз в Оксфорде не преподавали, там классическое музыкальное отделение. А в джазовых школах Баха не изучают. В Московской консерватории нет джазового отделения. В индийском университете Варанаси изучают карнатичесую и хиндустанскую музыку, там ни Скрябина, ни макам не изучают. Ведь, к примеру, в еврейских учебных заведениях не преподают труды Фомы Аквинского и Шопенгауэра! Европейские университеты ориентированы на европейскую. классическую музыку. Можно поехать на Ближний восток и макам там изучать. Или местные специализированные школы найти. Образование всегда специализировано. В Европе изучают европейскую классическую музыку преимущественно, в Америке — плюс американскую и т.д. Поэтому люди, которые хотят специализироваться на чем-то еще, соответственно, стажируются в соответствующих музыкальных учреждениях на Востоке, в Африке и т.д. Ну или в частных школах…»

Впрочем, одна из читательниц призвала обратить внимание на корень этой проблемы:

— Это дурно, а впереди вещи ещё худшие. И все это заслуженное следствие предыдущих веков европейской и колониальной истории. Ужасаться можно сколько угодно, но не надо делать вид, что это инициатива злой воли, а не реакция, распрямление пружины которую сдавливали веками, пока машина не износилась и давление не стало ослабевать. Но оно ещё не перестало совсем. Когда пружина сможет полностью распрямиться свободно, это покажется милой эксцентричностью. Но и тогда некого будет винить, кроме самих себя. Что касается позиции «сын за отца не отвечает», есть и другая цитата: «Говорите, — Если бы мы жили во дни наших отцов, мы не допустили бы такого, — тем самым свидетельствуете, что вы дети тех, кто убивал пророков».

***

Думается все же, что такого рода кампании – явление временное. Наша страна уже проходила нечто похожее, когда на заре советской власти пришедшие к власти безграмотные, но более чем самоуверенные пролетарии намеревались «сбросить Пушкина с корабля современности». А через несколько лет – в 1937 – с невиданным размахом отмечали 100-летие со дня гибели «нашего всего». Нет сомнений, что же самое произойдет и с классической музыкой.

 

 

 

Источник: newizv.ru

Добавить комментарий