Длительные ограничения создают проблемы для нефтедобычи в России | статьи на inet-moll

Министр энергетики Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Салман Аль Сауд высоко оценивает договоренности ОПЕК+. Фото со страницы ОПЕК в Facebook

Министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ собирался в среду в приподнятом настроении. Котировки нефти выросли до годового максимума, фьючерсы на нефть марки WTI подобрались к 58 долл. за баррель. По мнению экспертов «НГ», Саудовская Аравия больше всех заинтересована в росте цен из-за жесткости своей бюджетной системы. Однако чем дольше будут сохраняться ограничения, тем труднее России будет восстанавливать свою добычу.

От февральского заседания министерского комитета ОПЕК+ не ждали кардинальных изменений политики альянса. Решения о смягчении ограничений по добыче принимались и на прошлогоднем декабрьском, и на январском заседании. Так что все объемы добычи уже были согласованы до конца марта (см. «НГ» от 06.01.21). Саудовская Аравия тогда по собственной инициативе, добровольно и без согласований с партнерами решила сократить свою добычу на 1 млн барр. в день с 1 февраля и до конца марта. Именно это решение российский вице-премьер Александр Новак назвал «новогодним подарком». И именно этот подарок обеспечил нынешний рост цен.

Технический комитет ОПЕК+ во вторник пришел к выводу, что в декабре 2020 года свои обязательства по соглашению страны-участницы выполнили на 99%. Поддержку нефтяным ценам оказали и данные, согласно которым совокупное увеличение добычи альянса ОПЕК+ в январе было меньше, чем позволяют условия ранее заключенной сделки по сокращению добычи. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман отмечал в январе, что ОПЕК+ достигла самого высокого уровня исполнения сделки за последние четыре года.

По данным Reuters, страны ОПЕК в январе добывали 25,7 млн барр. в сутки (б/с), что на 160 тыс. барр. выше показателя декабря 2020-го. Но рост добычи оказался ниже, чем ожидалось, – по соглашению страны ОПЕК с января могли увеличить добычу на 300 тыс. барр., а общий прирост добычи по ОПЕК+ должен был составить 500 тыс. барр. в сутки. То есть уровень сокращения добычи должен составить 7,2 млн б/с против 7,7 млн в декабре 2020-го.

Поддержку нефтяным ценам также оказывают ожидания по поводу того, что действия ОПЕК+ приведут к сокращению мировых запасов нефти. Технический комитет обсуждал прогноз, по которому уже в 2021-м из-за серьезного сокращения добычи на рынке может сложиться дефицит нефти.

Кроме того, пишут аналитики, снижение числа заражений коронавирусом, продолжающееся распространение вакцин, а также надежды на стимулирование экономик США и Европы повышают оценки перспектив спроса в ближайшие месяцы.

Хотя Минэнерго Саудовской Аравии (СА) до последнего момента не комментировало информацию о начале с 1 февраля дополнительных сокращений добычи, делегат в ОПЕК подтвердил ТАСС эту информацию. Таким образом, если в январе крупнейший производитель нефти в ОПЕК сокращал производство сырья на 1,8 млн б/с, до 9,1 млн б/с, то в феврале-марте объем добычи саудовской нефти уменьшится до 8,1 млн б/с.

Кроме того, другие члены ОПЕК+ в феврале-марте усилят снижение добычи нефти еще на 425 тыс. б/с. Россия и Казахстан, правда, получили возможность увеличить добычу в эти два месяца совокупно на 150 тыс. б/с, из которых на Казахстан придется только 20 тыс. б/с. По данным ресурса Neftegaz. RU, который ссылается на данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), средняя добыча нефти в России за январь составила почти 10,2 млн б/с, то есть рост добычи составил почти 110 тыс. барр.

Эксперты отмечают, что цены на нефть в районе 60 долл. весьма благоприятны для доходов бюджетов стран – производителей нефти (в ОПЕК+ их 25), но отмечают особый интерес именно Саудовской Аравии, власти которой недавно объявили о планах продать очередную порцию акций государственной нефтедобывающей компании Saudi Aramco. В декабре 2019 года Saudi Aramco провела крупнейшее в мире первичное публичное размещение акций, продав инвесторам 1,5% акций компании за 25,6 млрд долл.

Руководитель Центра исследований в нефтегазовой сфере Высшей школы экономики Вячеслав Кулагин отмечает, что Саудовская Аравия традиционно в последние годы выступает за значительное ограничение добычи в стремлении достичь более высоких цен на нефть. «Если плавающий курс российского рубля помог российской экономике адаптироваться к низким ценам на нефть, то валюта и бюджетная система Саудовской Аравии не такие гибкие. Для них нефть по 30–40 долл. – это проблема, бездефицитный бюджет формируется на гораздо более высоких уровнях», – сказал «НГ» эксперт.

Кулагин считает, что СА почти наверняка согласится на ослабления ограничений по добыче в 2021 году: «Это наиболее реалистичный сценарий. По мере вакцинации и снижения угроз экономикам от пандемии будет укрепляться спрос на нефть. Ближе к весне возможно дальнейшее смягчение ограничений по добыче. На таком уровне цен им трудно будет убеждать партнеров в необходимости сокращения».

Ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович предупреждает, что излишняя щедрость королевства и ее жертва в виде лишнего недобытого 1 млн б/с может оказаться хитрым маневром для выдавливания с рынка основного конкурента – России.

«Саудовскую Аравию устраивает ситуация, при которой она на какое-то время берет на себя дополнительные обязательства, поскольку в результате сделка ОПЕК+ сохраняется. А сохранение сделки выгодно для саудитов по двум основным мотивам: поддержка цен и сдерживание возможного роста добычи и конкурентов (вроде России). Если и как только сделка снова рассыплется, Россия и иные саудовские конкуренты, ныне скованные обязательствами по ОПЕК+, начнут увеличивать добычу и возвращать себе экспортные рынки. Саудиты понимают, что с учетом более сложной структуры отрасли (много скважин с относительно низким дебетом) и климато-географических особенностей Россия больше других рискует, долго оставаясь в сделке ОПЕК+. России намного сложнее, чем саудитам, будет восстанавливать свою добычу в том случае, если сделка затянется. Поэтому стратегически саудиты и готовы пока потерпеть, на перспективу надеясь надолго убрать российскую нефть с части экспортных рынков Европы и Азии», – сказал «НГ» эксперт. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий