Денег на нацпроект «Образование» так много, что их не успели потратить | статьи на inet-moll

Из 38 запланированных на 2019 год показателей национального проекта «Образование» в срок выполнены 18.
Фото с сайта www.edu.gov.ru

Счетная палата обнародовала результаты проверки исполнения бюджета Министерством просвещения РФ за 2019 год. Исполнение оказалось достаточно низкое – 82% от предоставленных министерству ассигнований. Напомним, что новый глава Минпросвещения Сергей Кравцов пришел на этот пост в январе 2020 года. Но 2019 год стал показательным в плане заделов на будущее.

Неизрасходованными, по данным Счетной палаты, остались свыше 37,1 млрд руб. Такой остаток образовался преимущественно из-за несвоевременного заключения контрактов с поставщиками товаров, работ и услуг, несоблюдения сроков поставки оборудования. Кроме того, Мипросвещения неравномерно тратило средства в течение года. Почти половина кассовых расходов (81,5 млрд руб.) пришлась на четвертый квартал.

Также не в полном объеме освоены средства на реализацию пилотной госпрограммы «Развитие образования» и нацпроекта «Образование», отмечают аудиторы Счетной палаты. Из утвержденных в 2019 году на госпрограмму 229,3 млрд руб. израсходованы меньше 198 млрд. «Наименьшее исполнение сложилось в рамках второй подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» – только 82%. Основная причина низкого исполнения – неосвоение субъектами РФ межбюджетных трансфертов, – сообщил на коллегии СП аудитор Дмитрий Зайцев. – Из 100 показателей госпрограммы по итогам 2019 года не достигнуты значения 14, из которых 5 характеризуют дошкольное образование. В основном это показатели, связанные со строительством и созданием дополнительных мест в школах и прочих образовательных организациях».

Что касается нацпроекта «Образование», то по нему кассовое исполнение составило 91% от утвержденных ассигнований, или 98,7 млрд руб. Самый низкий уровень (83,5%) сложился по входящему в нацпроект федеральному проекту «Современная школа» – из-за недостатков в работе с проектной документацией и несвоевременного заключения контрактов с генеральными подрядчиками.

Досталось от Счетной палаты и Рособрнадзору, который в 2019 году возглавлял Сергей Кравцов. Из 38 запланированных на 2019 год показателей по федеральным проектам национального проекта «Образование» в срок выполнены только 18. Четыре индикатора не достигнуты, в том числе один из ключевых показателей – «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований». Методику этой оценки разработал и применяет Рособрнадзор.

Для определения показателя Служба предлагает брать средневзвешенное значение результатов трех международных исследований качества подготовки обучающихся: PISA – оценка функциональной грамотности школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике; TIMSS – международные сравнительные исследования качества математического и естественно-научного образования; PIRLS – изучение качества чтения и понимания текста.

Счетная палата такой подход считает некорректным. Исследования PISA, TIMSS и PIRLS охватывают различные возрастные группы учащихся и направления их подготовки, имеют разные циклы измерения, и их проведение не совпадает между собой по годам, пояснила позицию Счетная палата.

Так, в мониторинге PISA участвуют только 15-летние учащиеся по направлениям математической, естественно-научной и читательской грамотности (проводится 1 раз в 3 года); в мониторинге TIMSS участвуют только 4-й и 8-й классы по математическому и естественно-научному направлениям (проводится 1 раз в 4 года); в мониторинге PIRLS – только 4-й класс по качеству чтения и понимания текста (проводится 1 раз в 5 лет).

«В связи с этим, – отметил представитель Счетной палаты, – для понимания места России среди ведущих стран мира по качеству общего образования представляется целесообразным рассматривать результаты каждого исследования отдельно, как это принято в международной практике, а не делать средневзвешенный показатель».

Отчет Счетной палаты интересней рассматривать вкупе с общей ситуацией в Минпросвещения. Напомним, что в 2018 году прошла масштабная реорганизация образовательного ведомства. И в 2019-м работа все еще набирала темпы. Минобрнауки разделили на два министерства: Минпросвещения и Министерство науки и высшего образования. В результате, по словам тогдашнего министра просвещения РФ Ольги Васильевой, «все вернулось на круги своя». Например, в ситуации с учебниками.

В 1993 году, по словам Васильевой, кем-то было принято произвольное решение, что Федеральный перечень учебников станет заявительным. Что это значило в 90-е годы? Ежегодно федеральный бюджет выделяет регионам десятки миллиардов рублей на приобретение учебников. При этом никаких государственных экспертиз, никаких фамилий экспертов на обороте титула учебник не имеет. А издатель, получив три экспертизы, при этом заплатив за них, мог уже заявляться в Федеральный перечень.

Фактически в 2019 году был продекларирован передел рынка учебной литературы. Или, как заявляла Ольга Васильева, началось «активное отстранение бизнес-составляющей от процесса подготовки и выпуска учебников».

Интенсивно начала развиваться сеть центров технической направленности «Кванториум», которые, как надеются власти, эффективно решают вопрос подготовки будущих инженеров для страны. Миллиардные затраты федеральных и региональных денег за четыре последних года выделены на развитие этой сети.

Но одно дело – построить помещения и закупить оборудование. Другое – привлечь кадры. Об эффективности говорить еще рано. Мало времени прошло. Да и основные траты с кванториумами еще впереди. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий