На фото выступление президента BDI Дитера Кемпа. Фото сайта bdi.eu

В Берлине состоялся традиционный День немецкой промышленности, на котором подводятся итоги и определяются перспективы индустриального развития страны. Как правило, мероприятие, организуемое Союзом германской промышленности (BDI), проводится летом. Но в этом году из-за пандемии коронавируса оно было перенесено на октябрь и заняло два дня.

В центре внимания немецких промышленников стояли прежде всего такие проблемы, как методы борьбы и последствия пандемии. Во вступительном слове президент BDI Дитер Кемп даже говорил об угрозе существованию промышленности в Германии. Хотя и высказал надежду, что пик коронакризиса все-таки уже пройден.

Немецкое информагентство n-tv указывает в связи с этим, что ситуация в промышленности постепенно выправляется. В качестве подтверждения оно приводит слова Клауса Вольрабе, эксперта по конъюнктуре Мюнхенского экономического института Ifo. Он отмечает, что портфель заказов промышленности постепенно улучшается и экспортные ожидания в сентябре достигли наивысшей точки за последние два года. Немецкие фирмы продают за рубеж прежде всего промышленные товары и намного меньше потребительских изделий, как в прошлые годы. Продажи возрастают благодаря подъему экономики в важнейших странах-партнерах.

Однако среди промышленников и ученых существуют сомнения относительно того, как долго продлится данная тенденция. Риски, связанные с пандемией, по-прежнему велики. Неясны ситуация с президентскими выборами в США, которые в случае победы Дональда Трампа могут привести к новым торговым войнам, а также исход брекзита, переговоры по которому между Великобританией и ЕС могут пойти по жесткому сценарию. И даже победа в США демократа Джозефа Байдена не будет означать, что ситуация на таком важном для ФРГ экспортном рынке, как американский, станет легче. Поэтому в своем выступлении Антон Бёрнер, президент Внешнеторгового объединения Германии BGA, предостерег коллег от того, чтобы возлагать всю вину за обострение торговых конфликтов с США только на Трампа. По его мнению, в данном случае наблюдается долгосрочная тенденция к большему, чем прежде, учету национальных интересов США. Он высказал опасения, что в случае поражения Трампа и его отказа добровольно освободить президентское кресло наступит хаос на мировых финансовых рынках.

На Дне немецкой промышленности многие докладчики говорили о брекзите. Ведь Великобритания относится к ведущим торговым партнерам Германии. Выход Лондона из ЕС ведет к возникновению многочисленных торговых барьеров. А это, по оценке ведущего экономиста банка DZ Моники Бовен, приводит к снижению товарооборота с Великобританией. Между тем времени для достижения консенсуса по договору о зоне свободной торговли остается мало. Если исходить из необходимости процесса ратификации данного соглашения парламентами, то прогресс должен быть намечен уже в октябре.

Ахиллесовой пятой германской промышленности стала автоиндустрия. Как отметил главный экономист банка VP Томас Гитцель, «отказ от двигателя внутреннего сгорания ставит немецкую металлообрабатывающую промышленность перед крупнейшим вызовом со времени окончания Второй мировой войны». Это уничтожает, считает он, целую отрасль. Ведь своими успехами такие гиганты автомобилестроения, как Volkswagen, BMW, Daimler, Audi и Porsche, не в последнюю очередь обязаны своим моторам, но в электромобилях они не нужны. А в связи с отсутствием собственного производства аккумуляторов для автомобилей германская автомобильная промышленность после перехода на электромобильность становится зависимой от импорта, и прежде всего из Азии. Именно этот фактор, по оценке Гитцеля, станет в долгосрочном плане причиной снижения поступления заказов на немецкие автомобили.

Немецкое аналитическое издание Morning Briefing отмечает, что даже такой пример немецких (скорее европейских) достижений, как Airbus, теряет свой имидж. Airbus вынужден сократить 15 тыс. рабочих. По мнению главы Airbus Гийома Фори, наступает вторая волна пандемии в ряде стран, и это ведет к сокращению объема авиаперевозок. В свою очередь, это означает и снижение производства самолетов. Концерн уже потерял 40% заказов. По данным Фори, до начала пандемии в воздухе находились 21 тыс. пассажирских самолетов компании, а теперь только 7 тыс.

В связи с этим Morning Briefing критикует позицию германского правительства и называет нынешние отношения между правительством и промышленностью «охлажденными». Издание считает виновным в складывающейся ситуации именно правительство с его климатической политикой, цифровизацией, электрификацией транспорта и продвижением женского фактора в занятости (кабинет министров выступает за введение законодательно женской квоты в правлениях и наблюдательных советах крупных концернов). В своем коротком видеопослании предпринимателям канцлер Ангела Меркель предпочла говорить о миллиардных программах по продвижению водородной технологии и искусственного интеллекта, а не о спасении затронутых кризисом отраслей. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий