Чей дух господствует на Алтае | статьи на inet-moll

Акай Кине чувствует поддержку коренного народа Республики Алтай. Фото со страницы Акая Кине в Facebook

Председатель религиозного центра тюрков «Кин Алтай» шаман Акай Кине (Сергей Кыныев) «прогнал» с сакрального места и «лишил благословения» главу Республики Алтай Олега Хорохордина. Так это происшествие выглядит в репортажах местных СМИ. Казус произошел на горе Тугая во время празднования Чага Байрам – Нового года по лунному календарю.

Как пояснил «НГР» сам шаман, инцидент произошел после того, как губернатор попытался запретить Акаю Кине совершение древнего ритуала. «Я восстанавливал духовные традиции на Алтае, и это место для обряда мы выбрали еще в 1996 году. С тех пор тут каждый год проводим традиционный Новый год. А здесь он (Хорохордин. – «НГР») не так давно пришел к власти и сначала намекнул через своего заместителя, что хотел бы сам этот ритуал проводить. Я ему еще в прошлом году сказал, что обряд не ему совершать. А в этом году он пришел на ритуал и сказал, что обряд возглавит его штрейкбрехер. Они даже с собой привезли группу артистов, которые пытались заместить меня. Но мы же каждый год на этом месте проводим ритуал Нового года и не собираемся его менять или совершать в другом месте», – сказал шаман. Он добавил, что приглашал губернатора «поприсутствовать» на сакральном действе, однако последний отказался.

Власти Алтая факт раздора с шаманом не подтверждают. «Информация о конфликте не соответствует действительности. Группа последователей человека, которого цитируют в интернете, провела свое мероприятие. После этого началась традиционная запланированная обрядовая часть праздника Чага Байрам, в котором участвовали старейшины, общественники, представители органов исполнительной и законодательной власти. Глава республики Олег Леонидович Хорохордин с уважением относится к традициям жителей региона. Запланированные мероприятия прошли без нарушений, а все остальное – частная интерпретация событий с неуместной, на наш взгляд, попыткой политизировать народный праздник и его проведение», – заявил пресс-секретарь главы республики Михаил Максимов.

Акай Кине считает, что ухудшения его отношений с региональными властями стали происходить только при нынешнем губернаторе. «В начале 2000-х годов я даже создавал при тогдашнем главе республики Михаиле Лапшине совет по религиозным вопросам, в котором участвовали все конфессии. Потом, когда пришла следующая администрация, они этот совет уничтожили и создали свой, где были не только религиозные, но и общественные организации. Алтай – это место средоточия, покоя и собирания, здесь не должно быть никаких противоречий. Поэтому мы и сохраняем наши древние традиции для того, чтобы любой пришедший на Алтай, не важно, к какой конфессии он принадлежит, чувствовал себя как дома. А сейчас к губернаторству пришел совершенно несведущий и неподготовленный человек, которого не интересуют духовные традиции региона, и проводит он только лоббистскую политику», – считает шаман.

Однако духовный лидер традиционной религии Алтая, который называет себя зайсаном (главой) одного из древнейших алтайских родов, не в первый раз за последнее время входит в противостояние с администрацией края. В 2018 году он потребовал вернуть ему гражданство СССР, но суд проиграл. За год до этого шаман обвинил тогдашнего главу Республики Алтай Александра Бердникова в разжигании национальной вражды. Поводом стал оказавшийся в доступе Кине телефонный разговор Бердникова с блогером Андреем Адариным, в котором чиновник якобы «унизил национальное достоинство титульной в Республике Алтай нации».

Однако наибольшую известность Кине получил в связи с так называемой «принцессой Укокой» – древней мумией женщины, которая была найдена на плато Укок в 1993 году новосибирскими археологами. В сентябре 2012 года мумия перевезена в Национальный музей Республики Алтай из музея в Новосибирске. А в 2014 году шаман инициировал сбор подписей за захоронение находки, объявив останки сакральными для алтайцев. Акай Кине написал обращение к президенту Владимиру Путину: «К большому сожалению, Российская академия наук в лице Новосибирского института археологии и этнографии стоит на позициях неуважительного отношения к мировоззрению жителей Республики Алтай, а также коренных жителей – алтайского народа, ведет политику разделения народов по генетическим принципам. Мы же, жители Республики Алтай, считаем, что Алтай является демографическим котлом формирования многих евразийских народов, что это сакральная территория – место пересечения различных культур и цивилизаций». «Но в интересах нескольких лиц мумифицированное тело женщины пытаются сделать предметом раздора и спекуляций», – пояснил он в письме главе государства. Несмотря на это, в 2016 году Горно-Алтайский городской суд отказал шаману в требовании захоронить мумию.

Имя принцессы вновь вспомнили в связи с пандемией. 16 апреля 2020 года депутат Эл Курултай (госсобрания) Республики Алтай Ержанат Бегенов заявил, что именно Укока защищает регион от коронавирусной инфекции, так как до того дня на Алтае не было ни одного ковидинфицированного. Правда, уже 17 апреля в регионе выявили первый случай заражения COVID-19.

«Я тогда взял тайм-аут, чтобы никого не будоражить. Не время было. Но сейчас сама администрация региона своей безграмотностью и непродуманностью напрашивается на то, чтобы я опять возобновил свои попытки захоронить принцессу. И разговор с нашей администрацией уже пойдет на «вы», – заметил Кине. Собеседник «НГР» добавил, что власти всегда с подозрением относились к традиционной вере алтайцев. «Она (власть. – «НГР») ее постоянно гнобит. Постоянно идут суды. Я никогда не отождествлял себя с агрессивно экстремистской группой, которая появилась в регионе в последние десятилетия. Чтобы нивелировать это, я был вынужден свести к нулю свою организацию. Но сейчас меня администрация вынуждает выходить в это поле», – уверяет шаман.

Напомним, что этническая религия алтайцев – бурханизм (самоназвание «Белая вера»), в основе которой лежит политеистическое представление о мире с элементами шаманизма, – начала возрождаться в конце 1990-х годов во многом благодаря усилиям Кыныева. В 1995 году он заявил, что ему явился «дух Алтая», который призвал его «спасти алтайский народ». Тогда же Кыныев возглавил общество «Ак-Тян» (или «Ак Дьанг», «Белая Вера») и взял себе имя Акай («Белый правитель») Кине. Он также оказался первым, кто предпринял попытки инкорпорировать алтайские шаманские верования в систему государственно-конфессиональных отношений в республике. К концу 2002 года общество заняло позицию самой активной и авторитетной организации алтайских язычников, включив представителей разных течений, и не только бурханистов.

Однако в 2004 году организация раскололась. Религиозное объединение «Каракольская инициативная группа «Ак Тян» возглавил Василий Чекурашев. А Кине создал свой религиозный центр «Кин Алтай». В 2018 году движение Чекурашева в республике было запрещено за стремление подчинения «идеям превосходства алтайской нации и их верования над другими национальностями и вероисповеданиями». В феврале 2019 года Министерство юстиции добавило движение «Ак-Тян» в Федеральный список экстремистских организаций.

Как рассказал «НГР» доцент факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Борис Кнорре, в республике давно назревает системный конфликт между администрацией и представителями шаманизма. «С одной стороны, шаманисты часто оказываются в конфликте с интересами властей в том, что касается природы в широком смысле этого слова, – пояснил эксперт. – Например, несколько лет подряд алтайская шаманка Зинаида Тырысова активно выступает и организовывает протесты против вырубки леса. В данном случае, несмотря на то что тут напрямую нет заявлений о злоупотреблениях эксплуатации природы, в целом активные шаманисты хотят, чтобы власти с ними считались, а не навязывали им свою повестку. С другой стороны, власти исходят из того, что сами шаманисты пытаются в рамках каких-то реставрационных процессов поворота к архаике раскручивать идею самобытности и центральности того рода, к которому они принадлежат. А поскольку у нас в стране сильная боязнь сепаратизма, то самостоятельных местных духовных лидеров обычно прессуют, и они постоянно оказываются в каком-то конфликте», – заметил Кнорре.

Религиовед также добавил, что нет ничего удивительного в том, что в последние годы значительно вырос интерес к шаманизму. «Если в 1990-е годы было повальное увлечение мистикой, ориентализмом и малоизвестными неинституализированными культами, то потом это сменилось православием и постепенным приходом в Русскую православную церковь. Сегодня, наоборот, идет отход от православия. Нельзя сказать, что он сильный, но есть разочарование людей в Русской православной церкви, и они ищут какую-то индивидуальную духовность. За православием уже закрепилось представление как о государственной религии, а в других самостоятельных религиях люди видят возможность проявления независимой от государства точки зрения». «А шаманизм – это вообще достаточно эксклюзивное явление, плохо институализированное, и дает очень хорошие перспективы и условия именно для индивидуальной религиозности, для целостного понимания себя, пребывания в автономном, независимом статусе общей идеологической платформы», – пояснил Кнорре. «Конечно, есть множество шаманов, которые конъюнктурно принимают идеологию власти и выполняют ее заказы, но есть и такие лидеры, как Акай Кине. Поэтому неудивительно, что отношение администрации республики к нему столь настороженное: он не православный, обладает лидерскими качествами и не принадлежит к политическому мейнстриму», – заключил эксперт.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий