Британскому генералу не удается помирить Кабул и Исламабад | статьи на inet-moll

Глава афганских силовиков доктор Хамдулла Мохиб готов стоять насмерть в борьбе с агрессорами / Фото из официального аккаунта СНБ Афганистана

Первая попытка британской дипломатии примирить Афганистан и Пакистан, похоже, оказалась неудачной. Несколько дней назад доктор Хамдулла Мохиб, руководитель афганского Совета национальной безопасности (СНБ) и наиболее доверенный соратник президента Мохаммада Ашрафа Гани, выступил с публичной жесткой критикой Пакистана. Заявление доктора Мохиба прозвучало вскоре после визита в Кабул высших руководителей пакистанской армии и разведки, которые при посредничестве британского генерала Николаса Картера пытались навязать афганскому правительству выгодный Исламабаду проект перезагрузки двусторонних отношений.

Как ранее сообщала «НГ», 10 мая в Кабуле произошла сенсационная встреча руководителей силовых структур Афганистана и Пакистана, организатором и посредником которой выступил начальник штаба обороны Великобритании генерал сэр Николас Патрик Картер. Пакистан на встрече представляли командующий армией генерал Камар Джавид Баджва и директор Межведомственной разведки (ISI) генерал Фаиз Хамид. С афганской стороны в переговорах участвовали президент Ашраф Гани, первый вице-президент Амрулла Салех, глава СНБ Хамдулла Мохиб, а также начальник афганской разведки и службы безопасности генерал Ахмад Зия Сарадж.

По информации «НГ», афганские представители расценили как оскорбительные пакистанские предложения по «нормализации» обстановки в Афганистане после ухода оттуда сил США и НАТО. Среди них было, например, получение согласия от Кабула на проведение «совместных антитеррористических операций», что, фактически, означало бы допуск пакистанских вооруженных сил на территорию Афганистана. При этом пакистанские военные были готовы принять на своей территории афганские воинские подразделения, предполагая возможность их использования для «борьбы с террористами» в районах, населенных пуштунами. Тем самым, Исламабад и Равалпинди, очевидно, надеялись спровоцировать конфликт между афганским правительством и пуштунами, проживающими на пакистанской стороне от «линии Дюранда» (афгано-пакистанская граница, которая не признается правительствами Афганистана – «НГ»), тем самым, лишив пуштунское освободительное движение политической поддержки официального Кабула. Не удивительно, что это предложение генерала Баджвы не встретило понимания у афганского руководства.

Кроме того, по имеющейся информации, пакистанские генералы при поддержке британского представителя настаивали на подписании соглашения о сотрудничестве между вооруженными силами двух стран в части подготовки офицерских кадров: генерал Баджва предложил, чтобы афганские офицеры обучались в пакистанских военных училищах под контролем пакистанских и британских наставников. Эта позиция вызвала категорическое неприятие афганской стороны, поскольку, очевидно, что прошедшие курс обучения и воспитания в таких военно-учебных заведениях молодые афганцы станут, по сути, пакистанскими офицерами.

В результате переговоры 10 мая в Кабуле не только не сблизили позиции афганских и пакистанских представителей, но, напротив, спровоцировали усиление напряженности между Афганистаном и Пакистаном. Спустя несколько дней, 15 мая, в ходе рабочей поездки в восточную провинцию Нангархар глава афганского СНБ Хамдулла Мохиб выступил с неожиданно резким публичным заявлением, подвергнув очень жесткой критике Пакистан.

«Иностранцы уезжают, теперь мы можем и должны сами позаботиться о себе», — сказал Хамдулла Мохиб, обращаясь к старейшинам пуштунских племен, религиозным и местным политическим и общественным авторитетам, молодежным лидерам из провинций Нангархар, Лагман, Нуристан и Кунар, приехавшим на встречу с главой СНБ в Джелалабад. Приоритетной задачей для афганского правительства, по словам доктора Мохиба, сегодня является защита территориальной целостности и интересов народов Афганистана, которым угрожает «сосед» — Пакистан и действующие в его интересах боевики «Талибана» (организация запрещена в РФ).

Назвав Пакистан «низкой страной», руководитель СНБ Афганистана подчеркнул, что главной целью Исламабада является захват афганских земель. По словам Хамдуллы Мохиба, пакистанцы уже однажды забрали у афганцев землю (имеется в виду отпадение от афганских пуштунов Пешавара) и сейчас «хотят повторить историю», используя для этого «жадную до власти группу» — талибов: «Он (Пакистан) хочет захватить больше земли и уничтожить живущие на ней племена». «Враг ясен, его цель ясна, — подчеркнул Хамдулла Мохиб. — Враг считает Афганистан «дар-уль-харбом» (то есть «землей войны»), здесь он нацелен на мечети и все общественные объекты, (исламский) закон (в его руках) оказывается кощунством».

Напомнив, что «в ереси нет джихада» и что «вражеские марионетки грабят народное достояние (Афганистана), при этом отказываясь сражаться с иностранцами», Хамдулла Мохиб обратился к талибам с призывом отказаться от борьбы за интересы Пакистана: «Ваш хозяин не честен с вами, не становитесь жертвой его политики».

Впрочем, будучи прагматиком-реалистом, Хамдулла Мохиб дал понять, что сегодня не столько верит в благоразумие и патриотизм талибов, сколько в боевой дух, силу и профессионализм афганской армии, полиции и службы безопасности: «Наши солдаты воюют против оков нашего соседа (Пакистана), сейчас они (уроженцы восточных провинций) находятся в Гельманде (южная афганская провинция, где идут активные боевые действия – «НГ»). Они знают, что их жертвы приносятся во славу родной земли».

Выступая перед афганскими пуштунами, собравшимися для встречи с ним в Джелалабаде, Хамдулла Мохиб особо остановился на тяжелом положении пуштунов, проживающих в северо-западных районах Пакистана: «Племена выступают против Пакистана и требуют своих прав. Пуштуны, объединившиеся в движение ПТМ («Пуштун Тахафуз» — Движение защиты пакистанских пуштунов), восстали против этой страны. Али Вазир (один из лидеров ПТМ) до сих пор находится в тюрьме, потому что он требовал соблюдения своих прав. Белуджи также борются за свои права и воюют против этой страны (Пакистана)». Выразив солидарность с пуштунами, живущими на пакистанской стороне «линии Дюранда», глава афганского СНБ дал понять, что они вправе рассчитывать на политическую поддержку Кабула.

Хамдулла Мохиб остановился также на сюжете, связанном с дискриминацией в Пакистане мусульман, переселившихся по приглашению Исламабада из Индии. По словам главы афганского СНБ, этих религиозных мигрантов пакистанские власти продолжают считать людьми второго сорта — беженцами или переселенцами, чужаками, интеграции которых в пакистанское общество не происходит, несмотря на позиционирование Пакистана как «обетованной земли» для всех мусульман.

Настоящей сенсацией в выступлении Хамдулы Мохиба стало упоминание им последнего коммунистического лидера Афганистана – президента Мохаммада Наджибуллы, убитого талибами и агентами пакистанских спецслужб в середине 90-х годов прошлого века. Глава СНБ напомнил, что в прошлом году он побывал на могиле президента Наджиба в провинции Пактия: «Я пошел к могиле доктора Наджиба, после чего мне кто-то сказал: «Ты сын моджахеда, как же ты пришел на эту могилу?». Я ответил, что доктора Наджиба талибы повесили на перекрестке площади Ариана не потому, что он был сторонником коммунизма, а потому, что он был патриотом Афганистана. Талибы убили его по приказу своего хозяина (Пакистана)». Хамдулла Мохиб подчеркнул, что это было символическое убийство – оно произошло на той самой площади, на которой ранее выступал президент Наджибулла, призывая соотечественников дать отпор пакистанской агрессии.

«Возможно, меня тоже ждет судьба доктора Наджиба, и враги нашей Родины казнят меня на этой площади, где я сейчас стою перед вами, — сказал Хамдулла Мохиб, обращаясь к участникам встречи в Джелалабаде. – Но этим враг не заставит нас отказаться от наших убеждений, наших ценностей, от защиты нашей Родины. На смену нам придет новое поколение афганцев, которое продолжит наше дело, нашу борьбу».

Заявления доктора Мохиба в Джелалабаде 15 мая вызвали широкий позитивный резонанс не только среди пуштунов, но и у представителей других афганских этнических групп, прежде всего, молодежи. Не остались они незамеченными и официальным Исламабадом: на следующий день посол Афганистана в Пакистане был вызван в МИД этой страны, где ему была вручена нота, в которой выражалась «обеспокоенность безответственными высказываниями афганских лидеров». По словам пакистанской стороны, такие высказывания «подрывают доверие» между Исламабадом и Кабулом.

В пакистанском меморандуме от 16 мая содержится призыв разрешить имеющиеся противоречия между Афганистаном и Пакистаном в ходе двусторонних переговоров. Правда, когда именно могут состояться такие переговоры, ничего неизвестно. Зато очевидно, что пока посреднические усилия британской дипломатии по примирению руководителей афганских и пакистанских силовиков, начатые в марте в Бахрейне и продолженные 10 мая в Кабуле, провалились. Сэр Николас Патрик Картер пока не смог отыскать политическую формулу, способную прекратить вражду между Исламабадом и Кабулом, и которая вполне могла бы принести блестящему британскому генералу Нобелевскую премию мира. Теперь главное, чтобы в итоге новых поисков мира в регионе не началась еще более ожесточенная война.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий