Больше четверти бюджета закопано в котлованах долгостроя | статьи на inet-moll

Чиновники Минстроя, Центра стратегических разработок и Счетной палаты обсуждают с регионами проблему долгостроя в режиме онлайн. Фото РИА Новости

Оценки незавершенного бюджетного строительства в РФ выросли за последние три года в 2,5 раза. Они превысили 5 трлн руб., что является значимой макроэкономической величиной. Как остановить потерю сотен миллиардов рублей на бюджетных стройках – не знают ни в правительстве, ни в Счетной палате (СП), ни в парламенте. Чиновники для начала решили назначить ответственное за долгострой ведомство – Казначейство, Минэкономразвития или Минстрой. И принять для этого специальный закон.

Оценки сумм, замороженных на объектах бюджетного долгостроя, растут из года в год. В 2017-м объем незавершенного государственного строительства СП оценивала в 2,2 трлн руб. В 2019-м – в 4,05 трлн руб., а в августе СП обнародовала новую оценку бюджетных потерь от незавершенного строительства – 5,3 трлн руб. Это значительно больше четверти всех расходов федерального бюджета.

Среди недостроенных объектов – школы, детсады, транспортная, медицинская и коммунальная инфраструктура. Среди десятков тысяч долгостроев есть и региональные, и федеральные объекты. Есть приостановленные, законсервированные и заброшенные объекты. Бюджетные долгострои есть в каждом из 85 регионов, но лишь 10 администраций имеют хотя бы какой-то план завершения строительства.

Неготовность к оперативному решению проблемы бюджетного долгостроя проявилась в понедельник на конференции «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов», организованой СП. Аудитор СП Светлана Орлова сообщила, что пока не удается даже пронумеровать все объекты долгостроя, поскольку не выбрано ответственное за эту работу ведомство. По ее словам, это может быть Минстрой, Казначейство или Минэкономразвития.

Глава Минстроя Владимир Якушев считает, что существующих законов не хватает для сокращения объемов бюджетного долгостроя. «Нужно признать, что сегодня нормативных документов недостаточно», – сказал Якушев. По его словам, работа с незавершенкой должна строиться по следующему алгоритму. Сначала надо произвести оценку каждого объекта, в рамках которой станет понятно, в каком состоянии он находится, сколько времени и средств необходимо на достройку, а также целесообразно ли его достраивать. После подготовки документации и выделения средств Минфином к работе подключится Минстрой, который будет отвечать за физическое исполнение. «Так системно вопрос еще никогда не был обозначен», – отметил Якушев.

Проблема объектов незавершенного строительства, финансируемых за счет бюджета, требует принятия федерального закона, соглашается глава думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

«Почему большой объем незавершенки мы получали? Субъекты разными путями пытались попасть в федеральную адресную инвестиционную программу, чтобы хоть какие-то деньги получить, чтобы начать строить. Но при формировании федерального бюджета на следующие годы про эту строчку в программе забывали, денег туда не давали, в результате мы получали объект незавершенного строительства. Конечно, это неэффективно», – рассказывает Якушев.

Дело не только в дефектах госпланирования. Существует и прямая материальная заинтересованность участников в затягивании бюджетного строительства. «Недоработки в законе позволяют практически свободно пользоваться бюджетными средствами. Недобросовестные застройщики часто уверены, что если они не достроят, то государство возьмет все на себя и достроит», – считает Алиев Аяз Аладдин оглы, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова. По его словам, основной причиной бюджетного долгостроя являются пробелы нормативно-правового регулирования. «На каких-то этапах нормы не обеспечивают эффективного контроля за использованием бюджетных денег. Несостыковки в законе позволяют получать новые финансовые ресурсы на строительство новых объектов, хотя по старым строительство еще не завершено», – говорит эксперт.

«Нужно провести тщательный аудит недостроев и долгостроев и понять, стоит ли их достраивать. Устрашающие показатели по количеству проблемных объектов не просто не снижаются, но и растут. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и контролирующих органов власти стоит прорабатывать основательнее», – советует Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями.

«Масса недостроев появилась во время кризисов, которых за последние 12 лет было три. Во время кризиса сокращались инвестпрограммы, а после данные объекты уже не получали финансирования. Во-вторых, нередко причина недостроя – неверно подготовленная сметная документация. Во время строительства становилось очевидным, что проект требует больших затрат и не получает их. В-третьих, банкротство подрядчиков – также распространенная причина, после чего стройка замораживается, а потом требует дофинансирования. Предшественниками этих событий обычно является или коррупция, или плохо выполненная подготовительная работа», – говорит Иван Капустянский, ведущий аналитик компании Forex Optimum. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий