Богу нашли место в Конституции

Рабочая группа под председательством Талии Хабриевой и Андрея Клишаса нашла мягкий способ упомянуть о Боге. Фото РИА Новости

Стала известна точная формулировка поправки к Конституции РФ, в которой содержится упоминание о Боге. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Государственной думы президентом России Владимиром Путиным. Фраза о вере в Бога 2 марта была зачитана перед журналистами председателем парламента Вячеславом Володиным. Вот этот текст: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность развития российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Кроме этого, в Основной закон, в случае одобрения новаций на всенародном плебисците, попадут и другие предложения, за которые ратовали представители клерикальных кругов: слова о браке как союзе мужчины и женщины, о русском как языке государствообразующего народа.

Сразу после оглашения «божественной поправки» появились экспертные отклики. Хор одобрительных голосов последовал от многих лидеров религиозных организаций страны. Но были и критические замечания. Некоторые подвергли сомнению корректность грамматического построения фразы, – уровень юридической точности. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что не видит «положительных перспектив в отражении в Конституции понятия «государствообразующий народ» применительно к одной-единственной нации».

Скорее всего не будет и несомненного одобрения формулировки, относящейся к упоминанию высших сил. Главное, что из фразы можно предположить обусловленность государственного единства верой в Бога. Но как тогда быть с важнейшими 70 годами, когда страна жила под управлением Коммунистической партии, провозглашавшей атеизм одной из составляющих официальной идеологии? Это тем более важно, что указанная поправка помещена в исторический контекст. Новый текст Конституции призван зафиксировать премственность в том числе и Советскому Союзу. Среди идеалов предков была и мечта построить коммунизм, и другие мировоззренческие и социальные проекты. Между прочим, Алтайское и Новосибирские отделения КПРФ уже призвали центральное руководство выступить против президентского законопроекта. Наконец, большому числу неверующих россиян может показаться, что новация покушается на светский характер государства.

Теперь стало понятно, что рабочая группа по внесению изменений в Конституцию не устояла под давлением клерикального лобби и изыскала компромиссный вариант. Удалось отстоять незыблемость Преамбулы. Эксперты нашли выход: поместить упоминание о Боге в ту часть нового текста, где будет говориться об историческом наследии народов России. Об этом журналистам первыми сообщили сопредседатели рабочей группы сенатор Андрей Клишас и правовед Талия Хабриева, комментируя итоги встречи экспертов с Владимиром Путиным 26 февраля. Оба сопредседателя упомянули главу 3 Конституции, в которой предполагается прописать историческое правопреемство РФ предыдущим государственным формам на нынешней российской территории. Напомним, в действующем тексте Основного закона эта глава полностью посвящена федеративному устройству государства. Сейчас упоминания об историческом наследии народов России есть в Преамбуле. До обсуждения 26 февраля предполагалось, что упоминание Бога может быть внесено в начальные строки Основного закона. Такие предложения звучали из уст представителей РПЦ. Видимо, от этого варианта решили отказаться, чтобы избежать конкуренции клерикального мировоззрения и принципа приоритета прав человека в первых строках документа.

Интересно, что напрямую подобное предложение не прозвучало в ходе обсуждения с главой государства. Косвенное упоминание о том варианте, который задумала рабочая группа, можно было усмотреть в выступлении директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. «В недрах нашей рабочей группы родился такой комплекс историко-культурных формулировок, которые, по-моему, дают очень хорошее описание нашей культурной идентичности и послужат основой для воспитания чувств исторического и культурного достоинства, в которых мы остро нуждаемся, – заявил Пиотровский. – Речь идет о наследии, которое служит исторической основой нашего государственного единства. Мы предлагаем начать в 67-й статье с пункта о преемственности поколений, рождающих государственное единство через общность комплекса истории, веры и идеалов предков, ответственность перед которыми и есть на самом деле достойная национальная идея. Мы предлагаем ее так сформулировать, 67.2: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, верой и идеалами предков, признает исторически сложившееся государственное единство». В президентском варианте в похожий текст «вклинился» Бог. Вероятно, эта метамордоза произошла в результате кулуарных консультаций президента с кем-то, кто пользуется его доверием.

28 февраля состоялось объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета. Судя по всему, это собрание было призвано зафиксировать согласие клерикалов на «рокировочку» в замыслах рабочей группы. Это согласие можно усмотреть как в выступлении патриарха Московского и всея Руси Кирилла, так и в заключительной резолюции заседания. «Упоминание ценности веры в Бога в Конституции стало бы закреплением исторической и духовной преемственности народов нашей страны, не мыслящих себя вне религии», – сказал глава РПЦ. Дополнительным аргументом для «историзации» упоминания о Боге стала для патриарха «дань памяти миллионам людей… которые подвергались преследованиям во времена богоборчества только потому, что не хотели отречься от веры».

«Эта идея должна быть понятна даже людям, далеким от религии», – считает патриарх Кирилл. Почтенное собрание согласилось со «старшим братом». «Утверждая мир в многонациональной и многоконфессиональной стране, поддерживаем предложение о внесении упоминания Бога в текст обновленной Конституции, рассматриваем это как закрепление ценности религиозных убеждений народов нашей страны, исторически и культурно связанных с представляемыми нами религиями, а также духовной преемственности по отношению к нашим предкам», – сказано в коммюнике.

Любопытно, что для создания представительности при обсуждении пригласили не только участников Межрелигиозного совета, но расширили совет за счет членов протестантских объединений, которые в обычное время определяются как «нетрадиционные». При этом патриарх Кирилл в своем выступлении многократно повторил, что введение Господа в Конституцию отстаивают прежде всего «традиционные» религии. Но российские протестанты, кажется, не обиделись.

Напомним, что патриарх Кирилл запустил идею публичного обсуждения «поправки о Боге» в начале последнего зимнего месяца. «Пока еще этого нет, но я думаю, что общими усилиями и молитвами мы будем содействовать тому, чтобы такая возвышенная идея, каковой является вера в Бога, которая формирует нравственность и личную, и общественную, и политическую, чтобы она присутствовала в том числе и в нашей Конституции», – предложил тогда глава РПЦ. После этого 13 февраля состоялась первая встреча президента с экспертами, на которой обсуждений «божественной» темы не было вовсе. Многие из этого сделали вывод, что предложение РПЦ отклонено, однако это было преждевременное предположение. Вскоре церковники активизировались, о чем может свидетельствовать публикация статьи патриаршего викария епископа Саввы (Тутунова) в «НГ» от 20.02.20, где иерарх объявил веру в Бога «конституирующим признаком нашего народа». Под «нашим народом» Тутунов имеет в виду прежде всего народ русский, хотя и оговаривается о многонациональном характере России. Ну а как иначе? Кроме того, епископ предлагал прописать преемство РФ исторической Руси чуть ли не от времен Рюрика. Таким образом, специалисты рабочей группы вняли чаяниям клерикалов и совместили темы веры и исторического наследия. Однако выведение Преамбулы из-под «удара» все-таки свидетельствует об отказе рассматривать эту тему в качестве стержневой и «конституирующей».

В заключение хотелось бы отметить забавную, хотя и невольную игру с «красными датами» календаря, которая произошла при определении дня плебисцита по поправкам в Конституцию. «Владимир Владимирович, позвольте вам предложить все-таки 22 апреля текущего года как дату проведения общероссийского голосования, – обратился к президенту Андрей Клишас на заседании 26 февраля. – Логика выбора здесь была достаточно простой: к 19 апреля заканчивается православный пост, Пасха, 24 апреля у наших братьев-мусульман начинается священный месяц Рамадан». Логика оказалась еще и многозначительной: голосование по Основному закону «отделили» от религиозных событий. По иронии судьбы выбор пал на 22 апреля, когда отмечается 150-летие Владимира Ильича Ленина, основавшего Советское государство и чуть было не покончившего с верой народов России в Бога.

Тень, которую отбрасывает «безбожное» 70-летие коммунистической власти на сегодняшнее российское общество, во многом определяет образ мышления даже духовных лидеров. Вот как отозвался верховный муфтий Талгат Таджуддин на последние новости о «поправках церкви»: «Раньше государство утверждало, что Бога нет, и обещало коммунизм под старость, но его не дождались. А Бог – он дает и сразу всем скопом, и каждому по отдельности, исполняет мечты». По крайней мере хоть чьи-то мечты в отношении будущей Конституции исполняются. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий