4. Коронавирус ускорил цифровизацию музеев | статьи на inet-moll

Новые технологии вывели отечественные музеи на мировую

арену.  Скриншот сайта
www.1941–1945.pushkinmuseum.art

Пандемийное закрытие музеев не просто оставило восприимчивую к изобразительному искусству публику без необходимого ей живого диалога, как оставило музеи с огромными убытками (в Пушкинском «НГ» сказали, что в 2020-м доходы от внебюджетной деятельности сократились в 3,5 раза). «Эффект присутствия» был уведен в цифровую плоскость, и эта тенденция, с одной стороны, открыла новые перспективы, с другой – обнаружила нерешенные вопросы.


Онлайн-лекции и экскурсии – самый очевидный и наименее затратный способ выйти на просторы интернета. Вы можете «отправиться» на лекцию в Третьяковку или, скажем, на экскурсию по одной из главных выставок 2020-го – ретроспективе Рафаэля в Скудерие дель Квиринале. Другая тенденция, получившая развитие в период пандемии, – создание виртуальных панорам. Они уже в целом тоже входят в обиход (и в этом году таких много представил Пушкинский музей, оказавшийся в авангарде цифровизации), хотя в России, как всегда, медленнее, чем в мире. Такую панораму сделали к крупнейшей в истории выставке Яна ван Эйка в Генте, увы, закрывшейся досрочно. А недавно гаагский Маурицхёйс, хранящий вермееровскую «Девушку с жемчужной сережкой», сообщил, что стал первым в мире музеем, полностью оцифрованным в гигапиксельном разрешении.

Еще одна стратегия цифровизации – создание контента, не дублирующего реальность, не становящегося ее более или менее бледной тенью, а возможного только в интернете. Среди российских музеев креативнее всех тут выступил ГМИИ с проектами «100 способов прожить минуту» и «Другая война». В первом случае в Пушкинском нашли способ показать, в частности, много видеоарта (который часто удобнее смотреть дома, чем на какой-нибудь большой выставке) всем, бесплатно и не нарушая авторских прав. Во втором – рассказать о музее в годы войны, зримо соединив «тогда и сейчас».

Что бы ни говорили digital-скептики, без онлайна (при всех недостатках такого формата) современная музейная жизнь невозможна. В конце концов, цифровизация делает культурную реальность безграничной в условиях эпидемиологических ограничений и политических конфликтов. Хотя и не более живой. Качественные онлайн-проекты могут привлечь офлайн-аудиторию. В этом смысле цифровизация могла бы работать на институции: зрители соскучились. Государство за эту цифровизацию ратует, но вопрос, кто за бесплатный для зрителей контент будет платить, не решен. Публика на такое едва ли согласится. Ресурсы музеев истощены (и неизвестно, сколько еще раз им скажут закрываться). Возможность обернуть digital-развитие во благо может оказаться упущенной.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий