Свободный поток: в России появилась первая платная дорога без шлагбаумов | статьи на inet-moll

Система безбарьерного взимания платы за проезд «Свободный поток» (Free flow) — не новшество, ее давно применяют в других странах — к примеру, в США, Израиле и Белоруссии. В Европе пункты без привычных шлагбаумов и касс покрывают почти 50% скоростных автодорог. И вот, наконец, технология пришла и в Россию: первой трассой, обустроенной рамками Free flow, стал третий пусковой комплекс ЦКАД — дороги, пролегающей в Московской области параллельно Малой и Большой бетонкам.

Напомним, что идея применения системы типа «Свободный поток» на российских скоростных трассах появилась еще около пяти лет назад. В 2017-м было принято окончательное решение об использовании технологии на ЦКАД, которая на тот момент только начинала строиться. Весной текущего года ГК «Автодор» приступила к тестированию системы на другой магистрали — М-4 «Дон». Эксперимент признали успешным, и Free flow ввели в эксплуатацию на ЦКАД-3.

Отечественная система во многом схожа с зарубежными аналогами, однако она все же более продвинутая и комфортная — и для автомобилистов, и для операторов платных дорог. Так, технология, используемая на ЦКАД, позволяет идентифицировать транспортное средство не только по данным с транспондера, но и по госномеру. А значит, заезжать на скоростное «кольцо» смогут все водители — имеющие и не имеющие дополнительные девайсы.

Что же собой представляет эта самая система? «Свободный поток» включает в себя аппаратную и программную составляющие. На дороге устанавливается П-образная опора, оснащенная тремя камерами, лазерным датчиком и DSRC-антенной. Устройства фиксируют три параметра: факт проезда автомобиля, его регистрационные знаки, а также габариты и количество осей транспортного средства для корректной классификации и списания средств.

Информация с аппаратного комплекса передается в центральную систему. Операторы в пункте управления отслеживают работу приборов в режиме реального времени — данные обновляются каждые 5 секунд. На монитор выводится фотография транспортного средства, его регистрационный знак и скорость. Также автоматически определяется категория, марка, модель и количество осей автомобиля. Дополнительный параметр — наличие у водителя транспондера.

Кроме того, у операторов есть дополнительные инструменты для анализа и корректировки данных. Им приходится «вручную» распознавать номера авто, если система по некоторым причинам — к примеру, из-за загрязнения госномеров — с этой задачей не справилась. Хотя, как показали тестовые испытания Free flow на трассе М4 «Дон», такая необходимость — скорее является исключением.

— Если «номер» не различить глазом, то, естественно, мы теряем пользователя и не можем взыскать средства. Однако ожидается, что таких ситуаций будет мало, поскольку камеры распознавания регистрационных знаков, расположенные на рамках, «считывают» как передние, так и задние номера машины, — подчеркнул Игорь Антропов, директор департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК «Автодор».

Главное преимущество «Свободного потока» перед классическими пунктами взимания платы очевидно. Водителю не нужно останавливаться или притормаживать, чтобы рассчитаться за проезд. В конечном счете это экономит время, ведь под рамками Free flow можно проезжать на максимальной разрешенной скорости — то есть на 110 км/ч. К слову, система работает корректно и при больших числах на спидометрах машин.

— Кроме того, «Свободный поток» позволит повысить уровень безопасности на трассе и даже улучшить экологию. Ведь, как мы знаем, наибольшие выбросы вредных веществ в атмосферу автомобильными двигателями происходят именно в момент торможения и разгона транспортного средства, — отметил Андрей Лепихов, заместитель директора департамента инвестиционного и стратегического планирования ГК «Автодор».

Всего на ЦКАД установят 12 рамок Free flow, три из них — на третьем пусковом комплексе. В отличие от традиционных пунктов взимания платы, опоры с оборудованием располагаются не на съездах и въездах с радиальных трасс, а примерно в середине каждого участка. Списание средств происходит под каждой рамкой, и оно равномерное. Если только речь не идет о скидках, предусмотренных при оплате за проезд с помощью транспондера T-pass: при прохождении по короткому (-15%), среднему (- 30%) или длинному маршруту (-50%).

Помимо этих бонусов, владельцы транспондеров T-pass могут рассчитывать на дополнительную экономию в размере от 3 до 15% суммы по Программе лояльности государственной компании «Автодор» (подробности об акции здесь). Подключиться к ней можно в Центрах поддержки и обслуживания или в личном кабинете на официальном сайте «Автодор — Платные Дороги» и в мобильном приложении «Автодор» (возрастное ограничение 3+).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий